Новая платёжная система: как это работает?
В нашу редакцию поступают обращения от граждан, которые касаются принудительного перехода с пластиковой карточки Uzcard на Humo. Почему так происходит и что представляет с собой новая платёжная система, рассказали начальник управления по упорядочению обращения наличных денег при Самаркандском территориальном главном управлении Центрального банка Республики Узбекистан Фуркат Ахмедов и заведующий отделом инфраструктур денежных систем и информационных технологий Самаркандского территориального главного управления ЦБ РУз Шерали КАРАМАНОВ.
- Скажите, потребители могут использовать карты сразу обеих систем? Не должно же быть принуждения отказаться от ставшей привычной карты?
- Навязывания быть не должно. У каждого есть право выбора, какой платёжной системой пользоваться. Конкуренция – это всегда прогресс. У людей и банков должен быть выбор, с кем работать, какие карты брать. Когда есть две системы, они начинают соревноваться, предлагать что-то новое, внедрять инновации. И это здорово. Это должно обеспечить бесперебойность проведения платежей, минимизировать риск сбоя всей системы. В случае недопонимания потребители или предприниматели могут обращаться по следующим номерам. Для техподдержки: (71) 200 08 88; (66) 231 03 10. А потребители на «телефон доверия» общества защиты прав потребителей 01-91 или налогового комитета (71) 244 9898; 234 06 16.
- Насколько нам известно, внедрение новой платёжной системы стартовало прошлым летом. На каком этапе и каковы результаты этих работ в Самарканде?
- По запуску платежной системы разработана «дорожная карта», она началась с установления банкоматов и обеспечения терминалами. На сегодняшний день доставлено 207 банкоматов, из которых 194 подключены к системе, все стабильно работают. Установка остальных завершится до конца месяца. В городе Самарканде пока работает 114 банкоматов, но это не всё, их доставка и установка продолжаются. До конца года планируется установить 400, а то и больше банкоматов. Всё зависит от потребительского спроса. Что касается терминалов, на сегодняшний день в использовании у предпринимателей находятся около 16 250 единиц. Для сравнения: банкоматов платёжной системы Uzcard в области действует 93, терминалов – 17 700.
- Есть ли сложность в получении терминала предпринимателем и пластиковой карточки потребителем? Нужно ли при этом отказываться от давно используемой системы?
- Предпринимателям нужно обратиться с заявлением в обслуживающий его банк. Терминал им выдаётся бесплатно, без ожидания в очереди. Сейчас в область завезено почти 19 тысяч терминалов, подготовленных к использованию, резерв пополняется. Отмечу, что во время внедрения системы Uzcard её терминалы были прошиты 42 раза, то есть предпринимателю каждый раз нужно было обращаться в банк для исправления недостатков. Нынешние терминалы обновляются сами, автоматически.
Предпринимателям для обслуживания клиентов выгодно иметь все виды терминалов. Поэтому, не отказываясь от первого, они приобретают второй. Также и потребители, которым для получения пластиковой карты нужно обратиться в банк.
- Несмотря на автообновление о котором вы рассказали, предприниматели жалуются на медленную работу терминалов. Почему?
- Да, жалобы встречаются. Это нормальное явление, когда люди привыкают к новой системе. При проведении бесед с предпринимателями мы разъясняем им функции работы новых терминалов. У нас есть тенденция использовать одну сим-карту на нескольких устройствах. Выключенный терминал Humo «копит» обновления сервера и при включении начинает обновляться. Терминал может дать сбой из-за некачественной интернет-связи. В таком случае предпринимателю придётся обратиться в банк для прошивки устройства. Чтобы избежать таких проблем, нужно просто не выключать терминал и дать ему возможность на автообновление. В свою очередь, сотовыми компаниями предлагаются выгодные тарифы «Терминал». Пока платёжная система действует в тестовом режиме, работают не все функции. Внедрение осуществляется поэтапно, с запуском системы на полную мощность, многие проблемы ликвидируются сами.
- Известно, что новая система оснащена бесконтактным интерфейсом. Расскажите об этом поподробнее.
- Да, это удобно, быстро, но ограничено небольшими платежами. При покупке товара до 50 тысяч сумов введение ПИН-кода не требуется. Для защиты средств картодержателей после двух «беспиновых» транзакций третья транзакция обязательно должна быть с использованием ПИН-кода. Также обменяться данными можно приложением NFC. Для этого нужно будет просто приложить два аппарата друг к другу. Но для этого на сотовом телефоне должен быть чип NFC, сейчас он выглядит как наклейка на задней панели гаджета. Технологии развиваются семимильными шагами, сейчас уже можно не носить с собой пластиковую карту, а использовать браслеты с такой функцией. Такие транзакции очень удобны, например, в общественном транспорте. Не скажу, что сразу, но это войдёт в повседневность самаркандцев. В метро Ташкента данная система уже работает стабильно.
- С какими международными платежными системами интегрирована новая система?
- Она работает везде, где работают платёжные системы Visa и MasterCard. Завершается интеграция с UnionPay и «Мир». Система Uzcard не поддерживает международные платежные системы, поэтому у нас была потребность в валютных картах. С новой системой такая потребность отпадает.
Беседовала Юлдуз ХАЙДАРОВА.