Общественный транспорт: что сделано и что намечается?

Наверное, даже самые ярые критики общественного транспорта сегодня не могут не признать положительные изменения, происходящие в данной сфере. Конечно, недостатки и нерешенные проблемы еще есть. Но одно очевидно – сфера транспорта уже перешла на путь цивилизованного развития.
С высоты птичьего полета
На сегодняшний день население области обслуживают 173 субъекта предпринимательства 4 963 транспортными средствами. Кроме того, 21 668 граждан являются самозанятыми и предоставляют услуги такси с 22 304 транспортными средствами.
На пассажирских маршрутах действуют 587 автобусов, 160 микроавтобусов, 2 014 лицензированных транспортных средств марки Damas. Кроме того, 79 предприятий оказывают услуги в качестве линейных такси на 415 легковых автомобилях.
Что сделано?
В результате обновления автобусов и повышения качества обслуживания в общественном транспорте в Самарканде ежедневно оказываются транспортные услуги около 400 тысячам пассажиров.
100 электробусов, находящихся на балансе государственного предприятия «Самаркандпасстранс» (учредитель – областное управление транспорта), закреплены за 9 маршрутами на основе брутто-контрактов. За прошедший период текущего года предприятие обслужило в среднем 9 миллионов пассажиров.
Государственное предприятие «Дирекция по эксплуатации трамвайных линий» обслуживает пассажиров по двум маршрутам: №1 «Железнодорожный вокзал - массив Сартепа» и №2 «Железнодорожный вокзал - Сиабский рынок». Если в течение 2024 года предприятием было перевезено в общей сложности 3 млн. пассажиров, то за прошедший период текущего года услугами трамваев воспользовались 1,5 млн. пассажиров.
В целях обеспечения исполнения Постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2023 года «О мерах по реформированию системы общественного транспорта», полного удовлетворения потребностей населения в качественных и удобных услугах пассажирских перевозок, создания привлекательной бизнес-среды для частного сектора путем внедрения рыночных принципов в отрасль, в частности, совершенствования системы финансирования и тарифной политики, на сегодняшний день 22 автобусных маршрута города Самарканда подписали брутто-контракты с перевозчиками, изъявившими желание оказывать услуги на основе тендерных конкурсов. Перевозчики, работающие на основе брутто-контракта, финансируются за оказываемые услуги.
Кроме того, в области налажено регулярное автобусное сообщение по междугородным маршрутам «Ташкент-Самарканд», «Ташкент-Пайарык», «Ташкент-Джуш», «Навои-Зияддин».
Не забыты и туристы
В целях предоставления более удобного вида транспорта иностранным и местным туристам, был организован туристический маршрут, который соединяет мавзолей Амира Темура, площадь Регистан, обсерваторию Улугбека, мавзолей пророка Даниила, комплекс Шахи-зинда. На маршруте курсируют два автобуса – дабл-деккера. С приобретенными билетами туристы могут путешествовать в течение дня.
Наряду с этим, в целях привязки туристических направлений города Самарканда к общественному транспорту большинство городских автобусных маршрутов проходят через исторические памятники.
К примеру, создана возможность добраться до мавзолея Амира Темура такими автобусными маршрутами М2, М3, М4, М5, М15, 20, 27, 31, 60, 74. Также, используя общественный транспорт можно добраться до площади Регистан, комплекса Шахи-зинда, туристического центра «Вечный город». Самое главное, маршруты общественного транспорта были нанесены на открытую интернет-карту с использованием цифровых технологий. Пассажиры имеют возможность непосредственно отслеживать движение автобусов через мобильное приложение ATTO, 2GIS, интернет-карту Яндекса.
Есть претензии? Звоните по телефонам доверия!
В целях оперативного устранения проблем, возникающих в автобусах, работающих на основе брутто-контрактов в городе Самарканде, повышения уровня качества перевозок запущены телефоны доверия государственного учреждения «Мониторинг и контроль пассажирских перевозок». Потребители могут выражать свои претензии и предложения по номерам: +99 871 202 05 01 (332), +99 871 202 05 01 (335), +99 871 202 05 01 (337).
В связи с дифференциацией цен на проезд в общественном транспорте города Самарканда, то есть разницей в системе наличных и электронных платежей, была достигнута популярность электронных платежей. Если в 2024 году пользователи общественного транспорта оплачивали проезд электронными картами всего на 17-20%, то по состоянию на 1 июня 2025 года данный показатель вырос в среднем на 30-35%. Это одновременно служит предотвращению теневой экономики в отрасли и определению точного уровня использования общественного транспорта. До конца 2025 года планируется полностью перевести общественный транспорт города Самарканда на электронную систему оплаты. Также в настоящее время готовятся предложения по переводу пригородных маршрутов на электронную оплату.
Планы на будущее
До конца года намечается:
приобрести еще 50 электробусов;
разместить на маршрутах 112 современных автобусов и 80 микроавтобусов, ввозимых местными субъектами предпринимательства;
провести электронный тендер на 21 маршруте в городе Самарканде, обеспечить поэтапное предоставление услуг по перевозке пассажиров по ограниченным тарифам на основе брутто-контрактов;
провести строительные и ремонтные работы на 1 автостанции и 34 автобусных остановках, расположенных в области;
создать 2 автостанции в Самаркандском районе и 1 автостанцию в Акдарьинском районе, реконструировать существующую автостанцию в Нарпайском районе;
создать 11,2 км отдельной полосы для автобусов;
завершить строительство и ввод в эксплуатацию нового современного автовокзала в поселке Чупон-ота города Самарканда;
организовать 12 новых маршрутов для охвата МСГ, куда не доходит общественный транспорт.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.