Живо ли танцевальное искусство?

Еще 15 лет назад танцы были неотъемлемой частью досуга самаркандских школьников, особенно девочек. Танцевальные кружки пользовались большой популярностью, а сцены концертных залов регулярно наполнялись юными артистами. Но сегодня ситуация изменилась. Почему подростки все реже выбирают хореографию? И как обстоят дела в легендарных танцевальных коллективах города?
Об этом мы поговорили с руководителями двух известных самаркандских ансамблей - Натальей Гудковой («Топотушки») и Людмилой Карабаевой («Променад»).
«Танец - это труд. А дети хотят легкости»
Наталья Гудкова, заслуженный педагог и бессменный руководитель хореографического ансамбля «Топотушки», в этом году отмечает 48-летие своего коллектива. За это время через ансамбль прошли десятки выпускниц, многие из которых до сих пор живут в ритме сцены.
- Раньше в группе было более 40 девочек, а сегодня - всего восемь, - с грустью делится Наталья Германовна. - Нашим первым выпускницам уже за 50. Тогда танцами жили не только дети, но и их родители. Сегодня же большинство родителей занимают позицию наблюдателей: привели ребенка - и на этом их участие заканчивается.
По ее словам, современные подростки зачастую не готовы к физическим нагрузкам и дисциплине, которые требует хореография.
- Раньше у детей была цель, стремление, азарт, - говорит она. - А сейчас - телефоны, соцсети, TikTok. Командная работа им дается с трудом. А ведь танец – это, в первую очередь, коллективное искусство, где важна не только техника, но и умение чувствовать других участников, быть частью единого ритма.
Кроме того, проведение концертов стало финансово обременительным. Отчетные выступления «Топотушек» долгое время не проводились. Однако в этом году Наталья Гудкова решила, что пора, несмотря на все сложности.
- Дети должны видеть результат своей работы, выходить на сцену, преодолевать страх и волнение, - говорит она. – Договариваясь об аренде сцены в областном театре музыки и драмы, сильно расстроилась. Вы только представьте аренда сцены – 25 миллионов сумов. Для школьного детского коллектива это неподъемная сумма. Отдельно надо оплатить еще свет, звук, костюмы и многое другое. Все кругом твердят: «Все для детей» - на деле выходит иначе.
Тем не менее, отчетный концерт состоялся. Он получился ярким и эмоциональным. На сцену вышли не только сегодняшние участницы коллектива, но и выпускницы прошлых лет, приехавшие в Самарканд из разных городов и стран. Программа включала хореографическую разминку, а затем три тематических блока — национальный, русский и испанский.
«Подростки уходят, а бабушки танцуют с удовольствием»
Руководитель народного ансамбля эстрадного шоу-танца «Променад» Людмила Карабаева тоже отмечает снижение интереса подростков к танцам.
- Сегодня в основном приходят маленькие дети и взрослые, особенно бабушки и дедушки, - рассказывает она. - Подростков мало. Телефоны, соцсети, видеоигры - вот главные «соперники» творчества. Тем не менее, мы продолжаем работать. Ставим спектакли, сказки, готовим концертные номера. Каждый год стараемся ставить не меньше двух больших постановок, в том числе новогоднюю. В текущем году наш коллектив отмечает 40-летие. Готовим отчетный концерт.
По мнению Людмилы Алексеевны, проблема – не в детях, а в отсутствии системы поддержки.
- Культура у нас, мягко говоря, недооценена. В школах практически не уделяется внимания творческому развитию. А танцы - это не только движения. Это осанка, грация, уверенность. Это умение держать себя, красиво двигаться и даже говорить. Танец формирует личность.
Что думают самаркандцы?
Мы также поинтересовались мнением горожан, задав им вопрос «Почему подростки стали реже ходить в танцевальные кружки?»
Регина Махмудова, 41 год, мама двух детей:
- Думаю, все дело в изменении интересов и в цифровизации. Современные подростки проводят много времени в интернете: TikTok, YouTube, соцсети. Танцы для них - это не сцена, а короткий ролик перед зеркалом. К сожалению, танец стал не искусством, а контентом.
Ангелина Углёва, одна из первых выпускниц «Топотушек»:
- Танец требует дисциплины, регулярности, усилий. А подросткам сейчас хочется гибкости, участвовать «по настроению». Им легче повторить танец в TikTok, чем репетировать часами в зале. Но танец - это работа, а не лайки.
Фарангиз Ядгарова, мама троих девочек:
- Возможно проблема в том, что многие педагоги не меняют программу годами, не следят за трендами. Это отталкивает. Подростки хотят самовыражения, свободы стиля. И потом говорить, что подростки не танцуют - неправильно. Танцы живут, просто они «переехали» в другой формат - цифровой, домашний. Думаю, если танцевальные коллективы адаптируются под новые реалии, включат современные стили, сделают упор на самовыражение, они снова будут востребованы.
В завершении хочется отметить, что и Наталья Гудкова, и Людмила Карабаева сходятся в одном мнении, что отсутствие интереса к танцам среди подростков - не кризис самих детей, а отражение изменения среды. Недостаток поддержки, слабая интеграция творчества в школьную жизнь и многое другое. По их словам, танец - не просто движение. Это путь к самопознанию, к воспитанию характера. А характер формируется в детстве. И если этот путь снова станет доступным, понятным и современным - дети обязательно по нему пойдут.
Записала Малика АБАЙДУЛИНА.
Фото с концерта "Топотушек".