«Герои вечны, пока их помнят»

Раз в месяц, в ночь полнолуния, над землей появляется сияющая тропа - лунная дорожка. Она словно соединяет берега времени и дает возможность – хотя бы мысленно - встретиться с теми, кого давно нет рядом, но чьи идеи, слова и образы продолжают жить среди нас. Мы открываем в газете новую рубрику «Лунная дорожка», отдавая дань памяти булгаковской тропе, по которой уходили Понтий Пилат и Иешуа в знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Для нас она станет воображаемым местом встреч и бесед - с поэтами и философами, мыслителями и правителями, писателями и учеными.

Сегодня наш первый спутник - Гомер, певец древности, создатель мифов, оставивший нам бесценные «Илиаду» и «Одиссею».

- Вы воспели подвиги героев Троянской войны. Сегодня мир снова полон войн и конфликтов. Что для Вас важнее - подвиг героя на поле боя или умение остановить войну?

- Война для поэта - не торжество, а судьба людей, вплетенных в неумолимый ход времени. Ахилл сияет в гневе, но его слава горька. Мудрость выше ярости: герой тот, кто умеет не только сражаться, но и удержать руку от удара. Великая победа - не разрушить город, а сохранить жизнь.

- Ваши поэмы передавались из уст в уста, пока их не записали. Сейчас мы живем в эпоху цифровых архивов и искусственного интеллекта. Меняется ли от этого сама память о человеке?

- Память - это дыхание людей. Не важно, камень ли хранит надпись, свиток или светящиеся знаки на экране. Пока человек слушает и сердце его трепещет от сказанного - жив и герой, жив и певец. Забвение страшнее, чем исчезновение чернил. Это смерть человеческого в человеке.

- Ахилл, Одиссей, Гектор стали символами античности. Если бы Вы писали сегодня, кого бы сделали героями?

- Герой всегда рождается там, где есть испытание, противостояние. Сегодня - не под стенами Трои, а в сердце каждого, кто борется за истину, кто лечит, кто оберегает других, жив дух героя. Ахилл мог бы быть врачом или работать в службе спасения, Гектор учил бы детей, Одиссей был бы тем, кто странствует по миру, просвещая его. Каждый век создает своих героев.

- В Ваших поэмах судьба часто сильнее человека. Но в XXI веке люди верят, что могут управлять своей жизнью. Где проходит граница между судьбой и выбором?

- Смертным дана дорога, но не конец пути. Смерть неизбежна, как заход солнца, но каждый день человек сам решает, как идти и как встретить предначертанное. Судьба - это река, выбор - весло. Без реки не поплывешь, без весла утонешь.

- Ваши строки живут тысячи лет. Что дает искусству бессмертие - талант поэта или потребность людей возвращаться к вечным историям?

- Бессмертие не в поэте, а в тех, кто слушает. Я был лишь голосом, а вечность дала мне жажда людей слышать о чести, о долге, о любви, о пути домой. Пока есть сердца, что ищут великую песню, - она будет звучать, и поэт будет идти вместе с ними, храня память о великих делах и превращать их в бессмертную славу.

- Ваши поэмы полны мифов и образов, которые стали основой для целых культур этносов. Скажите, что есть миф?

- Миф - это зеркало, в котором истина отражается в образах. Люди хотят видеть богов и судьбу в красивых рассказах, потому что так легче постичь столь многообразный мир. Миф - не ложь, это иной язык, язык сердца, который говорит образами.

- В «Илиаде» и «Одиссее» герои нередко соперничают с богами или получают от них помощь. Зачем Вы возвышали людей до уровня богов?

- Человек видит в богах самого себя - только выше, сильнее, бессмертнее. Когда я говорил о Зевсе или Афине, я говорил и о смертных, потому что божественное - это преувеличение человеческого. Бог и герой сходятся в том, что оба показывают, какими могут быть пределы силы и духа.

- Сегодня мы тоже создаем «кумиров» - политиков, звезд шоу-бизнеса и кино, спортсменов. Как Вы к этому относитесь?

- Людям свойственно возносить других, чтобы в них видеть мечту о себе. Но опасно забывать, что каждый кумир - тоже смертный. Ахилл был быстр, но он пал. Одиссей славился хитростью, но страдал. И в этом урок: обожествление нужно лишь для вдохновения, но не для поклонения. Истинный герой остается человеком, который сумел преодолеть страх перед смертью и отдать всего себя служению другим.

Асия ПАВ.

Источники:

«Илиада», «Одиссея» в переводах Н. Гнедича, В. Жуковского, С. Оссовецкого;

«История античной эстетики» А. Лосева.