Самарканд в палитре 2025 года
Самаркандское областное отделение Союза художников подвело итоги своей деятельности в 2025 году, который оказался насыщенным разного рода событиями. Председатель Союза художников Узбекистана Ибрагим Валиходжаев, присутствовавший на собрании, отметил достижения живописцев, графиков и скульпторов, подчеркнув важность той внутренней энергии, которая всегда отличала самаркандскую художественную школу.

Энергией самаркандские художники действительно никогда не были обделены, несмотря на ряд сложностей, которые обычно сопровождают творческий народ. Выбор между служением искусству и бытовыми проблемами, внутренней свободой и внешними ограничениями, жаждой экспериментировать и необходимостью сохранять ремесло - все это каждый мастер делает ежедневно, порой даже не осознавая, насколько хрупок этот баланс.
- Самарканд сегодня не только один из главных туристических городов страны, но, как и прежде, уверенно удерживает статус важного центра изобразительного искусства, где сочетаются древние традиции и современное творческое мышление, - подчеркнул Ибрагим Валиходжаев. - И 2025 год продемонстрировал стремительное движение вперед - к новым горизонтам, международным связям, крупным проектам и углублению профессионального мастерства.
В Самарканде, где солнечный свет сам по себе похож на хорошо найденный художественный прием, 2025 год для Союза художников получился ярким и довольно содержательным. Согласно отчету, который предоставила секретарь организации Ю. Каланова, за год при участии областного отделения в регионе прошло 33 крупных мероприятия, представлено 1753 экспоната, участвовало 672 художника, а число зрителей перевалило за несколько тысяч. Безусловно, искусство не считают по головам и цифрам, а больше - по воздействую его на зрителя, которое расчетам, увы, не подлежит.
Сезон начался в галерее "Айсель" с открытия персональной выставки Ахмада Исоева "Калб" ("Душа"), где были представлены 37 новых работ живописца. Зрители отметили зрелость и эмоциональную выразительность его творчества. Чуть позже, когда он представит свои работы уже в Ташкенте, он услышит мнение маститых искусствоведов, которое, впрочем, не сильно будет отличаться от мнения самаркандских ценителей прекрасного.

Междисциплинарный проект "Иллюстрации: мост между словом и воображением", в котором участвовали местные художники, преподаватели и студенты, стал одним из примеров расширения творческой среды Самарканда. Как видим, тема книжной иллюстрации не остается на задворках культуры.
Если о персональной выставке Сардора Нугманова "Возвращение", сочетающей живопись и современные инсталляции с философскими образами, я писала, то вот пленэрный вернисаж "Ещё дальше" ("Yanada uzoqroq") 12 апреля в галерее "Усматбой медресе" как-то прошел мимо. А там были чудесные работы Марии Смахтиной, Александры Михно и Надежды Корольковой, созданные в исторических пространствах Самарканда. На открытии выступил сам председатель Академии искусств Узбекистана Акмаль Нур.
Иностранные художники любят нашу страну с ее немыслимым солнцем и колоритом, любят пополнять свое портфолио фразой "выставка в Самарканде". Так, 23 апреля в "Чорсу" китайские стажеры Республиканской мастерской художественного мастерства и члены Союза художников представили свои картины на выставке "Дыхание голубых куполов". А в мае самаркандцы могли лицезреть "Лица Прованса" на фотоэкспозиции британского фотохудожника Стюарта Лоусена.
Если Тимур Рахметов в "Сиймо" собрал лица мира, как бы мозаику времени, то в проекте У. Исиргапова и И. Эшонкулова "Teskari ko'rinish" ("Обратный взгляд") пространство само изгибалось в инсталляциях. Выставка Нуритдина Калонова, организованная к 75-летию мастера, стала символом непрерывности традиций.
"Vaqt ovozi" ("Голос времени") свел в одном пространстве легенду сурхандарьинской школы Рузи Чориева и талантливого самаркандского художника Озода Негматова - диалог, в котором время чувствуется пальцами.
Наши мастера представили свои работы и в Казахстане в рамках симпозиума "Ботай уйи - дала маданияти", где ветер степей смешался с самаркандским ветром. А когда речь заходила о республиканских выставках, то и здесь Самарканд поднимал руку повыше. От фестиваля Tasviriy va amaliy san'at - огромного, многослойного, с юными художниками, живописцами, дизайнерами, музыкантами - до торжественных мероприятий ко Дню защитников Родины или Дню города: везде были наши.
Линию продолжила выставка "Наследие и современность", где традиция смотрела на современность без ревности, а современность - с уважением. Подробно о выставке мы писали в одном из прошлых номеров газеты. А вот о чем мы не писали, но стоило бы, потому что вызывает гордость, так это об открывшейся 24 октября в Галерее изобразительного искусства Узбекистана (Ташкент) совместной выставке Нуриддина Исаева и Ахмада Исоева под названием "Пульс". Оба художника представили около 30 новых работ. Их творчество объединено тонким чувством цвета, философским осмыслением внутреннего мира человека. Во время открытия Нуриддин Исаев был награжден Золотой медалью Академии художеств Узбекистана, Ахмад Исоев - Золотой медалью Союза художников Узбекистана.
Союз художников в 2025 году сделал акцент на обучении. Не формальном, не протокольном, а живом: мастерство передавалось от руки к руке. Мастер-классы Мукадима Халимова, Нуриддина Исаева, Рамиза Ходжаева, Хуршеда Халилова - это маленькие лаборатории, где юные художники впервые узнавали, что акварель может быть, как ветер, а масло - как музыка. Такие моменты не отражаются в отчетных графах, но именно они создают будущее художественной школы.
Глядя на общий массив прошедших событий, понимаешь, что Союз художников в Самарканде хорошо поработал и со зрителями, и с учениками, и с мастерами, и с теми, кто давно уже понял: искусство надо не только создавать, но и беречь. Кстати, вспомнили на собрании и о книге Александра Галака, посвященной Павлу Бенькову, презентация которой, была в Государственном музее истории культуры Узбекистана.
Жаль, конечно, что в отчет и в данный обзор не попала вся художественная жизнь Самарканда, потому что она далеко не ограничивается работой областного отделения Союза художников. Обширную работу сегодня в древнем городе ведет Art station при Международном университете туризма и культурного наследия "Шелковый путь", привлекая молодежь перформансами и мастер-классами известных мастеров кисти. И здесь следует напомнить о проведенной здесь выставке Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР Григория Улько, приуроченной к его столетию. Замолвлю слово и об обширной деятельности музея современного искусства Ruhsor, который во главе со своим руководителем Нормуродом Негматовым является постоянным источником авангардных идей как в родном городе, так и в регионах республики.
Пока писалась статья, были подведены итоги одного из важнейших событий уходящего года - IV Международного скульптурного симпозиума "Самарканд - 2025", проходившего в рамках 20-й сессии Конференции сторон CITES (CoP20). Симпозиум проводился уже четвертый раз и был направлен на повышение экологического сознания, развитие международного сотрудничества художников, обмен опытом и формирование нового художественного облика городов. Около 20 известных скульпторов из Узбекистана, Омана, Ирана, Турции, Китая, Индии, Великобритании, Грузии и Японии ваяли из мрамора и отражали идею "Планета - наш дом!". По словам И. Валиходжаева, отбор был крайне строгим: более 150 скульпторов из 73 стран мира представили свыше 300 эскизов, из которых жюри выбрало 12 лучших авторских проектов. Работы создавались на открытой творческой площадке в парке "Жаннат макон". Готовые скульптуры украсят парки и общественные пространства Самарканда и Ташкента.
Как видим, 2025 год показал, что творческий потенциал региона не просто сохраняется, но и стремительно развивается, открывая новые имена, идеи и формы. Впереди - новые проекты, международное сотрудничество и выставки, которые укрепят роль Самарканда как одного из ключевых культурных центров страны.
Анастасия ПАВЛЕНКО.