Сказка о Туманном Хозяине

Говорят, в Самарканде, когда воздух становится серым и тяжелым, будто намокшая шерсть, просыпается древнее безымянное существо. Старики называли его Туманным Хозяином. Но никто давно уже не произносил этого имени вслух, боясь навлечь беды.

Туманный Хозяин не был ни духом ветра, ни порождением земли. Он был создан людьми. Крошечными их поступками, которые, казалось, ничего не значили: одним отвернувшимся взглядом, одним «не мое дело», одним «пусть другие разберутся». И Хозяин рос. Сначала - как дымок от сигареты. Затем - как сгусток тумана. Потом - как бесконечно длинная тень над домами.

Каждую ночь он летал над городом и пожирал свой корм. Он шел к тем, кто вырубил дерево и сказал: «Подумаешь, одно дерево, зато чистенько в моем бетонном дворе». Он ласково гладил по голове того, кто перекрыл стройкой часть улицы и говорил: «Мне выгодно, а остальные пусть терпят». Он тихо садился на плечи дежурным равнодушия - тем, кто махнул рукой: «Ну и что, что воздух грязный? Главное - мне тепло дома и тепло в моей теплице». Он особенно любил тех, кто думал, что настоящие знания только для дураков, и повторяли: меньше знаешь - крепче спишь.

От каждого такого человека Хозяин брал по крупинке: не воздух, не дыхание, а силу безразличия. Это была его любимая еда. Самая сладкая. И чем больше ел Хозяин, тем плотнее становился воздух. Люди начинали слышать в тумане странное: будто кто-то переминается, тяжело дышит рядом, посапывая. Но люди, конечно, говорили себе: «Показалось». И от этих слов Хозяин радостно вырастал еще на локоть.

Однажды ночью его увидел мальчик - маленький, худой, с глазами, как у испуганной птицы. Он вышел во двор за водой и вдруг заметил, что колодец скрыт завесой дыма, а в дыму шевелится нечто.

- Кто ты? - осторожно прошептал мальчик.

И туман дрогнул, сложившись в фигуру. Человеком он не был, зверем - тем более. Он был похож на тень, сотканную из выдохов и ошибок.

- Я - то, что вы растите каждый день, отдавая себя, - ответил он глухо. - Питаете меня равнодушием, жадностью, глупостью, невежеством.

- Тогда… тогда почему ты приходишь ночью? - спросил мальчик.

- Я постоянно тут, но днем вы слишком слепы, чтобы меня заметить.

Хозяин наклонился, и мальчик увидел, что у него нет лица. Лишь какие-то провалы, в которые затягивается взгляд, как в колодец.

- Люди думают, что их маленькие поступки ничего не значат, что все так делают, - усмехнулся Хозяин, и из его пасти исходил смрад горелой резины. - Но каждый раз, когда вы проходите мимо чужой беды, я вырастаю. Каждый раз, когда вы выбираете выгоду вместо совести, я поднимаюсь над крышами, заполнив до этого все низины. Каждый раз, когда вы говорите «моя хата с краю», я на шаг ближе к вашему порогу, столу, кровати...

Мальчик хотел бежать, но ноги стали тяжелыми, налившись свинцом.

- А когда ты перестанешь расти? - едва выдохнул он в страхе.

Хозяин задумался, а туман вокруг него заволновался.

- Когда люди перестанут кормить меня, - медленно произнес он. - Но они не перестанут. Они давно выбрали удобство вместо воздуха, выгоду вместо разума, ложь вместо правды. Мне остается только расти. И расти.

- До какого момента?

- До того, - сказал Хозяин, - когда я стану таким большим, что ни один человек уже не сможет назвать меня по имени.

Мальчик зажмурился. А когда открыл глаза, Туманного Хозяина уже не было. Только в небе редкие облака медленно заволакивали луну.

Наутро воздух стал таким тяжелым, что его можно было резать ножом. Люди морщились, кашляли и чихали, закрывали окна и говорили:

- Это все чертова погода. Переживем.

А Туман над городом расплылся в широкой улыбке.

Асия ПАВ.