Пора определять прожиточный минимум

Например, при достигнутом уровне экономического развития нашей страны сегодня правомерно ставить вопрос о разработке и внедрении в практику макроэкономического управления показателя "Прожиточный минимум" в увязке с минимальной заработной платой.
Неуклонное повышение благосостояния народа является конечной целью осуществления экономической деятельности любого государства, избравшего путь рыночного развития. В соответствии с требованиями всеобщего экономического закона о неуклонном повышении потребностей людей разрабатываются новые хозяйственные механизмы, направленные на повышение  эффективности производственных отношений. В результате законодательного ограничения монополистической деятельности, создания условий для конкурентной борьбы наблюдаются постоянное снижение затрат на производство, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции. Такие подходы уже привели к тому, что, например, потребительская корзина в Германии доведена до 500 наименований товаров и услуг, при этом темпы инфляции в течение длительного периода не превышают 1-2 процентов. 

Статистические показатели, которые характеризуют уровень благосостояния населения в различных странах, имеют свои отличительные особенности, но наиболее характерными для большинства стран показателями являются минимальный размер оплаты труда и "Прожиточный минимум". 
При их разработке, как правило, большинство стран ориентируется на требования ООН по определению уровня бедности, когда доходы в расчёте на душу населения должны быть не ниже одного доллара в сутки. Исходя из этого, годовой валовой доход населения Узбекистана должен превышать 12 миллиардов, а на деле доход за последние 2-3 года достиг 18-20 миллиардов долларов США в эквиваленте. 

К сожалению, под влиянием внешних факторов, доходы имеют тенденцию к сокращению. Кроме того, очень высока амплитуда их распределения между различными социальными группами населения.  Дело в том, что за годы независимости у нас сложилась своеобразная система формирования  денежных доходов семей. Из параметров бюджета страны на 2018 год видно, что годовой фонд оплаты труда составляет около 50 триллионов сумов, кроме этого, примерно 16 триллионов сумов составляют пенсионные выплаты. Деньги, которые выдают коммерческие банки республики на указанные цели, составляют только половину всех денежных доходов населения, соответственно этому, можно делать выводы об уровне занятости трудоспособного населения в организованном секторе экономики.

Источником остальной части доходов примерно в равной пропорции являются средства, получаемые от реализации сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на приусадебных участках, и денежные переводы трудовых мигрантов. Такая ситуация вызывает некоторые сложности с практической реализацией поставленной задачи. Если речь идёт о комплексном и всеобъемлющем решении, то необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1. Достаточно ли сегодня научно-практических разработок, дающих возможность определить стоимость товаров, составляющих основу прожиточного минимума при таком широком диапазоне цен, тем более что показатель должен быть дифференцирован в разрезе территорий, с учётом сезонности, поло-возрастного состава населения? 
2. Когда и кем будут разработаны и в какой последовательности претворяться в жизнь меры по стабилизации цен на потребительские товары и услуги и насколько эффективными они могут быть без внесения кардинальных изменений в законы, ограничивающих монополистическую деятельность и создающих условия для внутриотраслевой конкуренции?
3. Какой орган и по какой методике будет определять доходы более чем трёх миллионов сельских семей, чьи бюджеты формируются преимущественно за счёт хозяйственной деятельности на приусадебных участках, в основном в натуральном выражении?

4. Располагает ли государство достаточными резервами, необходимыми для возмещения стремительно сокращающихся денежных переводов трудовых мигрантов? Какова вероятность получения достоверной информации об их размерах? Не возникнет ли проблем с учётом доходов лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью?
5. Какие кардинальные изменения необходимо внести в налоговую и кредитно-денежную политику, чтобы добиться некоторого выравнивания доходов различных групп населения страны? 
6. Сколько времени понадобится для достижения бесперебойного обеспечения населения питьевой водой, природным газом и электроэнергией, без  чего нельзя говорить о полноценном переходе на новый метод оценки уровня жизни  людей?  
До того, как будут найдены ответы на столь непростые вопросы, было бы целесообразным разработать неотложные меры по социальной защите низкодоходных слоёв населения, круг которых расширяется по мере усиления инфляционных процессов, поэтапного их вывода за черту бедности исходя из реальных возможностей государства. Не зря народная мудрость гласит: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе".

Ускорения достижения этой благородной цели, думаю, можно добиться путём реализации следующих социально-экономических мероприятий:
А. Проведение всеобщей переписи населения страны с целью сбора объективной информации о реальном положении дел на местах и разработки конкретных мер по улучшению материального положения низкодоходных семей, постепенного доведения минимальной заработной платы и пенсии  до одного доллара в сутки. 
Б. В рамках децентрализации экономики предоставление руководителям регионов  права по самостоятельному размещению плодоовощных, кормовых и масличных культур на основе рациональных норм потребления продовольственных товаров и прогноза внешнеторговых операций. Соревновательность между регионами и персональная ответственность позволят обеспечить население продовольствием по доступным ценам. При этом до регионов должны доводиться объёмы обязательных поставок продукции в республиканский продовольственный фонд.

В. Диверсификация предприятий химической и других энергоёмких отраслей промышленности, направленная на изменение баланса энергопотребления в пользу сельских территорий, повышения уровня занятости населения путём приближения предприятий пищевой промышленности к источникам сырья.
Г. Создание дополнительных мощностей по производству хлеба и хлебобулочных изделий из муки отечественного производства, параллельное осуществление мер по повышению её конкурентоспособности.
Важен поиск и других альтернативных подходов к реформированию экономики, направленных на повышение уровня благосостояния населения. Беда государственных органов управления заключается в том, что они никак не научатся задействовать в подготовке глобальных решений богатый научно-практический потенциал нашей страны.

Ильхом ВАФАЕВ, 
экономист.