Инвестиции должны опираться на маркетинг

Из международного опыта известно, что эффективность макроэкономической деятельности определяется не только через оценку динамики роста ВВП, но и комплексом других показателей. Таковыми являются национальный доход, используемый на накопление и потребление, объемы производства стратегически значимых товаров, инвестиции, удельное энергопотребление, сальдо внешнеторгового оборота, дефицитность бюджета и другие.

Вне всякого сомнения, решающим фактором для эффективного функционирования экономики являются объемы привлекаемых инвестиций, результативность этой деятельности. В ряде зарубежных публикаций можно найти информацию о том, что каждый миллиард долларов инвестиций в основной капитал позволяет нарастить ВВП на одну четверть этой суммы. Обратимся к цифрам, характеризующим эту деятельность в Узбекистане.

Погрешности статистики

В 2016 году этот показатель в эквиваленте составлял чуть более $10 млрд., а в 2021 году возрос почти в два раза и превысил $21 млрд. Несмотря на это, ВВП страны продолжает расти теми же темпами, что и 6 лет назад. Такая картина заставляет задуматься: то ли проблема в правильном учете объемов привлекаемых инвестиций, то ли в эффективности деятельности.

Как известно, источники инвестиций делятся на внешние и внутренние, которые, в свою очередь, состоят из государственных и частных, относящиеся к субъектам предпринимательства и населению. Источником инвестирования для первичных звеньев производства являются амортизация, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, акции и облигации. Так как по стране функционируют около 100 тысяч, крупных и малых промышленных предприятий, а также микрофирм, еще большее количество фермерских хозяйств, существует объективная возможность отклонения официальных статистических данных от реальных показателей на местах. Будем надеяться, что все эти погрешности не превышают 10-15 процентов от официально декларируемых объемов.

Теперь обратим внимание на более существенную сторону инвестиционной деятельности, - эффективность ее осуществления. Если оценивать ее с точки зрения ежегодного прироста ВВП, то картина не очень благоприятная. Этот показатель в среднем как рос на пять процентов, так и растет, только с небольшими отклонениями на десятые доли процента. Так было, когда инвестиции в основной капитал составляли 10 миллиардов долларов, таким оно остается и при 20 миллиардных инвестициях. Согласитесь, что это предмет для серьезного и углубленного изучения и анализа. В этом есть необходимость еще и потому, что за 2017-2021 годы ежегодный абсолютный прирост ВВП в среднем не превышал два миллиарда долларов, а в 2022 году составил $20 млрд.

Теперь о том, насколько важно достигать прироста выпуска товаров в натуральном выражении, - золота, меди, пластмассы, энергоресурсов, сложной бытовой техники, одежды, обуви, мяса, молока и так далее. От этого зависит не только наполнение государственного бюджета, но и доходы и благосостояние населения. Несомненно также и то, что при ежегодном приросте населения почти на миллион человек, соответственно этому должно увеличиваться количество товаров, производимых для удовлетворения этих возрастающих потребностей.

Известно, что экономика любой страны расширяется в двух направлениях. Одно из них - производство товаров и оказание услуг, предназначенных для внутреннего рынка, второе - их поставки на экспорт. Расширение первого направления зависит от емкости внутреннего рынка, основу которого составляет платежеспособность населения, государственных учреждений и субъектов предпринимательства. Остановимся на факторах, определяющих платежеспособность населения, которые также состоят из двух частей - внутренних и внешних источников.

Согласно официальным статданным, совокупные доходы населения в 2018 году составили 285 триллионов сумов, что в эквиваленте равно $30 млрд. С учетом отрицательных последствий пандемии коронавируса, за последние годы они могли достичь максимум $33 млрд., из которых 80 процентов израсходовано на питание, лекарства и оплату коммунальных услуг, остальные - почти в равных пропорциях - на строительство и ремонт жилья, оплату услуг транспорта и связи. Для приобретения легковых автомобилей, одежды, обуви и других непродовольственных товаров население может потратить не более $4 млрд. Из этого следует, что инвестиционная деятельность должна осуществляться с учетом степени платежеспособности населения, основу которой должны составлять глубокие маркетинговые исследования.

Точка безубыточности

Несколько примеров того, насколько низкой является координация производства со стороны финансово-экономических ведомств. Например, за последние 5 лет ввод в действие новых производственных мощностей по производству цемента составил 8-9 млн. тонн, то есть они почти удвоились, а импорт цемента в 2021 году вместо сокращения, возрос на 1,2 миллиона тонн. Если первая причина заключается в неправильной экспертизе таких проектов на предмет бесперебойного обеспечения энергоносителями, то вторая, более важная причина в том, что ни один государственный орган не занимается таким элементарным вопросом, как мониторинг хода освоения мощностей, введенных на основе инвестиционных проектов. Немало примеров, когда вновь введенные мощности используются менее чем наполовину, а неподалеку создаются предприятия с аналогичной специализацией. При этом игнорируется такой важный критерий эффективности, как «точка безубыточности», вследствие чего государственный бюджет лишается значительных доходов, в частности по такому источнику, как налог на прибыль. Отсюда следует вывод, что, прежде чем приступить к реализации намеченных на 2023 год инвестиционных проектов, следует досконально проанализировать степень освоения проектных мощностей, введенных в 2017-2022 годах. Это даст возможность рассмотреть целесообразность внесения изменений в инвестиционные программы.

Из статистических данных видно, что удельный вес аграрного сектора в общем объеме ВВП приблизительно равен 30 процентам, а его доля в общем объеме инвестиций в основной капитал не превышает семи процентов. Как результат сфера развивается значительно низкими темпами, чем промышленность и сфера услуг. Отсюда и вышеназванная диспропорция, характерная для расходной части семейных бюджетов.

Выше мы разложили расходы населения, где видно, что на оплату услуг у населения остается $3-3,5 млрд., а из официальной статистики их объем в 10 раз больше. Не поддается никакой логике то, что объем услуг может быть больше, чем объем промышленного производства.

Как известно, вновь созданная по стране добавленная стоимость (национальный доход) используется на цели накопления и потребления. Мировая практика показывает, что только при возникновении чрезвычайных ситуаций доля накопления в национальном доходе может превысить 20 -22 процента. В 2023 году инвестиции намечено довести до $30 млрд. при достигнутом объеме $22 млрд. Когда чаша весов переваливает в сторону накопления (привлечение инвестиций, из которых основная часть приходится на внутренние источники), то исключается возможность какого-либо значимого увеличения совокупных доходов населения. Возникает резонный вопрос: для кого предназначен дополнительный прирост товаров и услуг, если нет гарантии их реализации внутри страны?

Ориентация экономического развития исключительно на внешние рынки, когда конъюнктура мирового рынка подвержена значительным и непредсказуемым колебаниям, по крайней мере, нелогична. Наоборот, учитывая низкий потребительский уровень населения страны нужно принять все меры для того, чтобы путем создания условий для свободной конкуренции, внедрения инноваций, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производственных процессов, усиления связи между наукой и производством этот показатель улучшить и приблизить к международным стандартам.

Ставка на образование

Так как 2023 год посвящается улучшению качества образования, вношу предложение о дифференцированном подходе к разработке учебных школьных программ. В сельских школах, должны превалировать уроки, которые в перспективе послужат повышению эффективности аграрного сектора, - ботаники, биологии, химии, а в городских уроки-физики, технологии при одновременном усилении занятий по ИКТ. После того как наша страна перешагнет первый этап экономических преобразований и достигнет стабилизации экономики за счет реализации конкурентных преимуществ аграрного сектора, начнется усиленная индустриализация, без чего немыслимо вхождение в состав конкурентоспособных стран мира. С этой точки зрения незаменимым фактором подготовки подрастающего поколения к освоению сложных технологий является развитие робототехники, как деятельности, сочетающей программирование и создание новых образцов техники. Это направление, как в рамках школьных программ, так и внешкольного образования нуждается в усилении внимания и с точки зрения организационно-технической, и финансово-экономической. Неспроста Президент страны в своем Обращении к Парламенту и народу Узбекистана заострил внимание на вопросе подготовки выпускников школ к конкретным профессиям, которые с началом самостоятельной жизни дадут возможность вносить определенную лепту в пополнение семейных бюджетов.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Практика последних лет показала ошибочность (нецелесообразность) количественного подхода к формированию инвестиционных проектов и финансовых источников их реализации без опоры на глубокие маркетинговые исследования. Как результат, мы имеем низкую эффективность этой деятельности: нарастание дефицита государственного бюджета, внешнего долга, закредитованность бизнеса, необузданную инфляцию, нарастающее отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. В дальнейшем формирование инвестиционных проектов должно осуществляться по принципу «Лучше меньше, да лучше», а с позиций сегодняшнего дня основные усилия по улучшению инвестиционной привлекательности страны должны быть сконцентрированы на главном - стабилизации энергетической системы. Не только вновь формируемые проекты, но и те, реализация которых начата ранее, должны пройти тщательную экспертизу на предмет внедрения энергосберегающих технологий. В первую очередь, это касается предприятий добывающей и химической промышленности. Данному процессу не должны помешать реорганизация структуры правительства, изменение функций министерств и ведомств. Без вышеперечисленного нельзя рассчитывать на положительные результаты в развитии экономики страны, которых мы вправе ожидать и от наступившего года. 

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.