Дом Мир Вафобая

В богатой палитре архитектурного наследия Самарканда особое место занимают жилые дома конца XIX - начала XX века. Одним из ярких представителей этого культурного слоя является дом Мир Вафобая Мир Бабаева, расположенный в махалле «Суфи Розик».

Этот памятник традиционного градостроительства представляет собой уникальный сплав среднеазиатской ремесленной традиции и архитектурного влияния, принесенного в регион после вхождения Туркестана в состав Российской империи. Дом заслуживает внимания не только как образец жилого дома состоятельного самаркандского горожанина, но и как важный документ эволюции архитектурного языка региона.

Архитектура махаллинского дома

Как подчеркивает В. Засыпкин («Архитектура Средней Азии», 1948), структура традиционного города в Центральной Азии строилась на основе гузаров (махалля), каждый из которых представлял собой микросоциальное и профессиональное сообщество. Архитектура домов в этих кварталах была строго ориентирована на внутреннее пространство. Глухие уличные фасады, отсутствие окон на улицу, компактное расположение зданий - все это было обусловлено как соображениями безопасности, так и климатическими особенностями.

Центром традиционного дома служил ховли - внутренний двор, выполнявший функцию регулятора температуры: летом он сохранял прохладу, зимой - тепло. Вокруг ховли размещались жилые помещения (ишикхона, мехмонхона) и для хозяйственных нужд. В доме Мир Вафобая этот принцип также четко прослеживается: план имеет Г-образную конфигурацию, ориентированную на юг и восток, что обеспечивало оптимальное естественное освещение и проветривание.

Мастерство традиционного зодчества

Дом Мир Вафобая возведен по системе глинокаркасного строительства (пахса с деревянным армированием), характерной для Самарканда. Наружные стены выполнены из саманного кирпича (кирпич-сырец), на известковом растворе, с внешней глинобитной штукатуркой. Основные декоративные элементы представлены в технике резьбы по ганчу и живописи темперой по сырой штукатурке.

Дом Мир Вафобая - один из самых крупных домов того времени. Даже по современным меркам он большой. Одним из главных принципов организации этого дома является разделение на мужскую (ташкари) и женскую (ичкари) части. Если ташкари использовалась для приема гостей и проведения общественных мероприятий, то ичкари - это приватное пространство для членов семьи. И каждое из этих пространств имеет свой двор, в котором обязательно присутствуют ташнав (водосток) и небольшой участок зелени.

Главный фасад дома с традиционным входным порталом шириной 3,4 м создает впечатление изысканности и строгости, характерных для архитектуры того времени. Все стены выложены из жженого буро-желтого кирпича на ганчевом растворе. Западный фасад дома, выходящий на второстепенную улицу, выложен необычным способом: прямоугольный кирпич положен плашмя на высоте 2,45 м, где видна монограмма З.С. Во внутренней структуре дома, слева от входа, расположена большая прямоугольная в плане гостиная размерами 6,45х9,6 м, справа - небольшая комната привратника. На второй этаж из небольшой служебной комнаты ведет забежная кирпичная лестница.

Особенно выделяется айван - открытая галерея на деревянных резных колоннах. В доме Мир Вафобая айван имел сложную конфигурацию: к основному южному крылу примыкал боковой айван на три пролета, с мощной балочной системой. Под айваном находилась ертула - полуподвал для хранения припасов, характерный элемент городской усадьбы состоятельного класса.

На сохранившихся декоративных элементах фиксируются орнаменты с мотивами ислими и гирих, выполненные с высокой степенью мастерства. Анализ росписей по ганчу показывает влияние школы самаркандских мастеров, близкой по стилистике к оформлению интерьеров городских медресе второй половины XIX века.

Восток и Запад: эклектика эпохи

После завоевания Самарканда русскими войсками (1868), город начинает меняться. На востоке появляется «новый город» с регулярной сеткой улиц, административными зданиями, православными храмами и жилыми кварталами европейского типа. Это влияние начинает проникать и в старую часть города. Дом Мир Вафобая - пример такого синтеза. Планировка сохраняет традиционные принципы, но в оформлении - особенно в пропорциях колонн, технике оформления потолков и обработке карнизов - прослеживаются западные влияния.

Обычно в мехмонхане традиционного богатого дома потолки были богато расписаны и представляли все направления местного декоративно-прикладного искусства. А.П. Писарчик, иллюстрируя потолок дома Мир Вафобая, пишет: «Наконец, в жилых домах конца XIX и начала ХХ вв. появляются гладкие дощатые потолки, окрашенные масляной краской в один цвет, иногда с очень несложным рисунком русского типа, а также заимствованные после прихода русских штукатурные потолки с декором из лепнины. Любопытен один из первых потолков этого типа в большой комнате в доме Мир Вафобая – одном из первых домов русского типа, выстроенных местными мастерами для местного же заказчика. В нем ясно видна крепкая еще связь со старыми традициями в декоративном искусстве, несмотря на применение новых, необычных для старого строительного искусства приемов».

Потолок дома Мир Вафобая исполнен в стиле туркестанского модерна и является образцом нового веяния прикладного искусства в строительстве домов конца XIX века. Декоративно-прикладное искусство в интерьере дома купца Мир Вафобая демонстрирует богатое сочетание традиционных строительных ремесел и декоративных элементов, которые отражают статус владельца и культурные особенности того времени.

Судьба Мир Вафобая и его дома

Мир Вафобай Мир Бабаев был богатым купцом, владел несколькими доходными домами в г. Самарканде, модным магазином Пескиной и медно-лудильной мастерской Магомет Оглы - кавказского мастера. Все доходные дома Мир Вафобая находились в так называемой русской части города и являлись образцом туркестанской колониальной архитектуры. Мир Вафобай являлся народным судьей при попечительском совете о тюрьмах в Самаркандской области, а также членом отдела Самаркандского туркестанского благотворительного общества.

Дом не перешел последующим потомкам купца, так как история дома и его хозяина сложилась трагически. Мир Вафобай был очень богат и религиозен, занимался благотворительностью и слыл правоверным мусульманином.

«Его ежегодный вклад в благотворительность всегда превышал десять тысяч рублей. Кроме того, как свидетельствует сохранившийся в архиве документ, житель «квартала Суфи-Розык города Самарканда мулла Мир Вафобай Мир Бабаев учредил вакуф 26 дня месяца Мухаррам 1306 года по магометанскому летоисчислению из 4-х лавок… Вакуф этот был учрежден в пользу нанятых им 8 чтецов Корана, обязанных ежедневно дважды читать молитвы, а также в пользу одного бедного студента медресе. Кроме того, купец этот обязался ежегодно приобретать для мечети квартала Лучакон по пуду свечей», писал известный краевед и филолог Р. Г. Назарьян.

Он обнаружил архивные документы по следствию очень громкого дела. В них некий Абдулла убил своего отца, которым оказался Мир Вафобай Мир Бабаев. «Между отцом и сыном Абдуллой нередко происходили скандалы и ссоры, которые привели к полному разрыву родственных отношений. Мирвафо полностью лишил сына наследства и выгнал из своего дома. Десять лет Абдулла жил где придется, не общаясь с отцом и не получая от него поддержки. В ночь 29 октября 1903 года Самарканд был взбудоражен известием о преступлении: в своем доме в квартале Суфи Розик, был зверски убит один из богатейших и известнейших купцов города Мир Вафобай Мир Бабаев.  Был украден сундук-касса, который преступники не смогли открыть на месте и прихватили с собой. По заключению следователя, в преступлении был замешан человек, хорошо знавший внутреннюю планировку дома. Подозрения пали на Абдуллу. Было доказано, что в убийстве купца принимало участие несколько человек, но установить их личности следствию так и не удалось. На суде Абдуллу защищал известный адвокат Н. Болотин, после чего судьи вынесли Абдулле оправдательный приговор. Однако прокурор выразил протест, и Абдуллу вновь отправили в тюрьму в ожидании нового судебного приговора» (Назарьян, 2019). Результаты второго слушания не обнаружены в архивных документах, в связи с чем судьба Абдуллы осталась нам неизвестной.

В разное время помещения этого дома сдавали разным государственным организациям. Здесь был госпиталь, затем, во время войны, чинили военную технику. В советское время размещались школа и ремонт мотоциклов. Сейчас его арендует автошкола.

Исчезающие детали и вызовы сохранения

По данным натурных обмеров 1983 года (ГНИМА, Самаркандская группа), состояние дома уже тогда вызывало опасения: западный айван разрушен, утрачены участки резьбы и росписей, внутренний двор застроен пристройками. Сравнение архивных фотографий с современным состоянием дает важную основу для реставрационных предложений.

Архитекторы и искусствоведы сегодня рассматривают возможность частичной реставрации западного айвана, опираясь на фотофиксацию Прокудина-Горского и обмерные чертежи. Это позволило бы не только вернуть дому его исторический облик, но и продемонстрировать живую эволюцию архитектурного наследия в среде города.

Дом Мир Вафобая - не просто памятник культуры. Это редкий пример жилой среды, в которой выразились как локальные строительные традиции, так и влияние глобальных архитектурных тенденций начала XX века. Его исследование помогает понять, как горожане адаптировали пространство под климат, общественные нормы и эстетические идеалы. Сохранение подобных объектов требует внимания и усилий: и научных, и общественных. Ведь в таких домах - не только история архитектуры, но и живая память Самарканда.

Фатима ХУДАЙКУЛОВА,

главный архитектор проектной группы ООО Archi cube.

Фото автора.