Аутизм: вызов для науки и семьи
Расстройства аутистического спектра - одно из самых изучаемых и одновременно самых непонятых явлений современной психиатрии. Несмотря на научные прорывы, причины аутизма остаются неясными, а эффективное лечение по-прежнему строится не на таблетках, а на терпении, коммуникации и ежедневной работе родителей.
Он действительно чаще всего проявляется в раннем возрасте, и потому многие родители впервые сталкиваются с ним именно у маленьких детей. Но это состояние сопровождает человека всю жизнь - просто у взрослых оно проявляется иначе.
Аутизм - одно из наиболее распространенных нарушений развития у детей. К главным особенностям указывают три характерных проявления: первое - ребенок во время беседы избегает прямого зрительного контакта; второе - не отвечает на вопросы, то есть упорно молчит; третье - при всем этом его когнитивные способности могут оставаться сохранными. Следует отметить, что спектр проявлений очень широк: у одних детей симптомы выражены заметно, у других мягко, у третьих только в отдельных ситуациях.
Причины аутизма до конца не выяснены. Существует множество предположений, включая нарушения в согласованности работы различных отделов мозга. Показательно то, что аутичный ребенок, оставаясь один, может разговаривать сам с собой, играть воображаемыми сюжетами, а при появлении посторонних мгновенно умолкать. Поэтому главная проблема - трудности именно межличностного речевого общения. Возможно, это связано с особенностями процессов возбуждения и торможения в мозге. Предполагается, что у таких детей торможение может удерживаться в речевых центрах дольше обычного, и самостоятельно преодолеть этот барьер ребенку трудно.
Конечно, аутизм вызывает у родителей беспокойство: они часто не знают, как помочь своему ребенку. Полноценных универсальных лекарственных методов лечения аутизма не существует. Медикаменты могут использоваться только как поддержка для снижения тревоги, раздражительности, улучшения концентрации. Главное же - систематическая работа: чтение вслух, вовлечение в игровую деятельность, мягкое, терпеливое общение без давления и нравоучений. И, конечно, регулярные консультации детского психиатра и психолога.
Отдельно следует остановиться на аутистических проявлениях при других психических заболеваниях. В этих случаях аутистические черты носят вторичный характер и возникают на более поздних этапах болезни. На фоне интеллектуального снижения или глубокой трансформации личности мотивация к межличностному общению резко падает, поэтому у таких пациентов ослабевает внутренняя потребность вступать в контакт. Они отвечают на вопросы кратко, не развивают тему беседы. В других случаях заболевание приводит к уменьшению словарного запаса, и человек просто не в состоянии поддерживать полноценный диалог, поэтому предпочитает молчать.
В этом смысле важным шагом стало обучение детей с аутизмом в общеобразовательных школах. Инклюзивная среда способствует развитию коммуникации, вовлекает ребенка в совместную деятельность, помогает активизировать речь. Раньше существовали отдельные специальные классы, но практика показала: дополнительная изоляция только усиливает коммуникативные проблемы. Хорошо, что от этого подхода постепенно отказались.
Большим научным событием для самаркандских психиатров стал приезд 21 мая 2025 года профессора Мичиганского медицинского университета США Мохаммада Газиуддина. В своей лекции «Психиатрические аспекты аутистического спектра» он подчеркнул важную мысль: спектр аутистических расстройств чрезвычайно разнообразен, отдельные симптомы могут встречаться при самых разных психических заболеваниях. Медикаменты в лечении аутизма имеют ограниченное значение. Главное - межличностное общение, тренинги, игровая деятельность, то есть все, что помогает ребенку выстраивать связи с окружающим миром.
Таким образом, аутизм - это особенность нейроразвития, которая проявляется в детстве, но сопровождает человека и во взрослой жизни, а отдельные аутистические признаки действительно могут появляться и при других психических расстройствах.
Ш. ИМАМОВ,
директор Самаркандского регионального филиала Республиканского специализированного научно практического медицинского центра психического здоровья, к. м. н.