Уменьшат ли брутто-контракты пробки в городе?

В областном доме печати состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам улучшения работы общественного транспорта.

Общественный транспорт – сфера, касающаяся каждого из нас. От ее работы зависит, попадем ли мы на работу вовремя, во сколько вернемся домой, даже настроение наше на целый день – в зависимости от культуры обслуживания водителей. Поэтому встреча с транспортниками вызвала действительно живой интерес пишущей братии.

Как прозвучало в отчете руководителей областного управления транспорта, сегодня в области проводится большая работа по развитию системы общественного транспорта, повышению качества и привлекательности транспортного обслуживания населения. В частности, такими перевозчиками, как ООО «Мароканд транс 777» и ООО «Дилшод транс сервис», а также АО «Тахир Р» за последние два года были привезены и размещены на новые маршруты 124 современных китайских автобуса.

Утвержден график перевода на брутто-контракты 43 маршрутов города Самарканда. В целях оценки качества обслуживания автобусов при управлении создано государственное учреждение «Наблюдение и контроль за пассажироперевозками». Установлено программное обеспечение автоматизированной диспетчерской службы системы Magnetic North, которая позволяет вести онлайн мониторинг маршрутных показателей, объемов выполненных работ и качества услуг, предоставляемых пассажирам.

Здесь следует сказать особо о брутто-контрактах, внедрение которых действительно резко повысило бы качество обслуживания на городском общественном транспорте. Ведь суть данной системы в том, что водители будут получать стабильно заработную плату от бюджета независимо от количества перевезенных пассажиров. Уже это может положить конец долгим простаиванием автобусов на остановках в желании набить салоны людьми, гонкам по улицам города, опять в тех же целях – опередить конкурента и взять пассажира первым. Положительный опыт в этом направлении уже есть – маршрут М1. Автобусы подъезжают к остановке, высаживают-берут пассажиров и тут же отправляются в путь по графику. Но все же и тут есть некоторые пожелания со стороны пожилых людей: летом из-за сильной разницы температуры на улице и в салонах пожилые боятся сесть в современные автобусы. Спору нет – кондиционеры нужны, но все же в салонах не должно быть слишком прохладно. Водитель это может не почувствовать, так как он всегда сидит в прохладе, но человек сильно вспотевший на улице в летний зной, боится сразу попасть в «холодильник». Обратная ситуация бывает зимой – в салоне жарко, водитель сидит налегке, а люди, одетые в теплые пальто, куртки начинают потеют и изнывают от жары. Отсюда вывод – температура в салонах автобусов не должна сильно контрастировать с температурой на улице.        

На автобусных маршрутах пассажиров обслуживают 37 юридических лиц, имеющих 470 транспортных средств. Если проанализировать эти цифры, то в городе Самарканде 233 автобуса обслуживают население на городских автобусных маршрутах. Однако этот показатель составляет лишь 46,6 процента от общего спроса.

Для решения проблемы пробок разработан ряд планов по сокращению количества автомобилей, въезжающих в город Самарканд из районов. С учетом резкого увеличения суточного пассажиропотока и трафика планируется создать 4 автостанции (в городке «Мотрид», в махалле «Ватанпарвар» города Самарканда, в местечке «Чумчуклы» Самаркандского района и на Каршинском круге). По мнению разработчиков, это позволило бы владельцам авто из районов оставлять свои машины на стоянках и ездить по городу на общественном транспорте. Если создать отдельные полосы для автобусов, то они действительно в разы быстрее привезли бы человека в пункт назначения. Но как быть с теми, кто въезжает в город на своем транспорте специально, то есть теми жителями из районов, кто таксует днем в городе Самарканде? Они вряд ли оставят свои машины на стоянках. Об этом, наверное, тоже есть смысл подумать.

Нуждается во внимании и ситуация в районах. За отсутствием автобусов пока население районов доставляют до отдаленных кишлаков маршрутки-«Дамасы». Конечно, многие из них имеют лицензии и решают проблему, но назвать их общественным транспортом все же нельзя. По утверждению представителей областного управления транспорта, со временем жителей районов будут обсуживать те небольшие автобусы, которые пока курсируют в городских маршрутах.

Нет слов, в области ведется большая работа по улучшению деятельности общественного транспорта и результаты ее мы вскоре увидим, а конечную оценку им дадут все же пассажиры.     

Фуркат ТУРНИЯЗОВ.