Контрасты Дяди Сэма
Продолжая рассказывать о визите к «Дяде Сэму», стоит сказать, что главные цели программы, по которой нас пригласили в США, так или иначе были связаны с экологической деятельностью. К примеру, программный менеджер организации TRAFFIC Бакытбек Токубек Уулу из Кыргызстана занимается проблемой трафика диких животных в Центральной Азии. Вопросами чистого воздуха и водопользования в родном Акбасаре обеспокоена директор общественного объединения «Ангел» Людмила Петрова (Казахстан). Нам всем предлагалось ознакомиться с опытом США по взаимодействию госорганов с представителями гражданского общества для решения проблем в области охраны окружающей среды. И хотя не всегда этот опыт оказывался приемлемым для нас - как-никак разное законодательство, менталитет и отношение к коррупции, но некоторые идеи вполне могли бы у нас прижиться. Кроме того, организованные встречи с разного рода учеными и экспертами значительно расширили наш кругозор, кое-где заставили задуматься, понять причины экологических проблем и механизмы их решения.
Я уже упоминала о предварительном ознакомлении с государственным устройством США, в чем нам помог декан факультета государственной политики Университета им. Мэйсона, доктор Марк Розелл. Буквально за два часа он в доступной форме дал основные понятия и ответил на наши вопросы по всем ветвям власти, судопроизводству, законодательным инициативам и другие.
Врезался в память эпизод о принятии жестких стандартов по автомобильным выхлопам. Оказывается, в вопросах экологической безопасности среди всех штатов лидирует Калифорния - самый густонаселенный штат в США (население около 40 млн. человек), занимающий 12-е место в мире по объемам вредных выбросов от производства и до недавнего времени автомобилей. В 2004 году в Калифорнии приняли самые суровые в мире законы по сокращению автомобильных выхлопов, эти стандарты были в несколько раз жестче федеральных, которые допускало Агентство по охране окружающей среды (ЕРА).
Явление получило название «Калифорнийский экологический стандарт», в соответствии с ним, на территории штата с 2010 года все продаваемые автомобили должны были иметь лучший рейтинг выбросов. Стандарты штата поддержали и другие регионы. В результате автопроизводители стали подгонять под эти требования выпускаемые автомобили, и, в конце концов, эти стандарты утвердились на федеральном уровне. Отмечу, что «Калифорнийский экологический стандарт», а впоследствии закон об ограничении выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, были приняты при губернаторе Арнольде Шварценеггере, австрийском эмигранте и голливудском актере, всем нам известном по фильмам «Командос», «Хищник» и «Терминатор». Принимая законы, он ополчил против себя даже партию, от которой баллотировался, ведь всякие законы об экологии – это всегда солидные капиталовложения, а никто не хочет тратить лишние деньги и ограничивать свои потребности. Однако время и глобальные процессы диктуют свое.
В Вашингтоне мы встретились с исполнительным директором Национальной ассоциации ведомств, обеспечивающих чистоту воздуха (NACAA), Майлзом Кио. Ассоциация занимается вопросами обеспечения общественного здравоохранения и чистоты воздуха для населения, проводит мониторинги и многочисленные исследования, устанавливает нормативы и дает рекомендации по минимизации выбросов из стационарных и мобильных источников загрязнения воздуха. В основном, организация занимается изучением транспорта, коммунальных и промышленных предприятий, в том числе вырабатывающими электроэнергию на основе сжигания угля, газа и нефтепродуктов. Именно 156 ведомств этой организации доказали с помощью медицинских исследований, проводимых на протяжении десятков лет, негативные последствия токсических выбросов и парниковых газов на здоровье людей.
Безусловно, непросто указывать промышленникам на их «косяки» и заставлять думать о здоровье людей и охране окружающей среды, принимать меры по исправлению ситуации. Самому Майлзу Кио и некоторым ведомствам из-за этого приходилось судиться с крупными магнатами, ведь, объявляя о загрязнениях тем или иным предприятием, задевается его репутация, а значит, отражается на прибыли. В США репутация – не пустое слово, за скандалом обычно следует падение стоимости акций, расторгаются договора. Но, хотя и далеко не сразу, однако результаты с экологической ситуацией у Дяди Сэма работают на перспективу, в чем большую роль играет сама общественность.
Действительно, особенно легко нам всем дышалось в самом Вашингтоне, хотя и было жарко и влажно из-за протекающей полноводной реки Потомак через весь город и близости океана – всего три часа езды на машине. Я забыла, что такое риноксил, который постоянно таскаю с собой в сумке, на случай заложенности носа от пыли. Сам ДиСи с высоты небоскреба просматривается весь, как на ладони, без всякой смоговой мглы, в какой обычно сейчас можно увидеть родной Самарканд, будучи на вершине Чупан-аты или Агалыка. Самочувствие было такое, что хотелось всюду ходить пешком, что мы, впрочем, и делали, вооружившись гугл-помощником. Но, к слову, если вдруг оказывались в тупике, нам практически никогда не отказывали в помощи прохожие, тратя время и свой интернет-трафик, чтобы объяснить, как пройти в ту или иную точку.
Доброжелательность я почувствовала с первого часа пребывания в Вашингтоне, когда еще в его огромном, как наш Регистан, контрольно-пропускном пункте терминала (сам аэропорт им. Даллеса имеет площадь как массив Саттепо, Согдиана и Микрорайон вместе взятые) свернула не в тот поворот и заблудилась в многотысячной толпе. На своем ломаном английском я объяснила служащему паспортного контроля цель визита, показав бумаги, а потом стала искать зал, где выдается багаж. И мне сначала служащие аэропорта на бумаге написали последовательность моих действий для нахождения этого зала, а потом прохожая, пожилая американка, прокатившись со мной на внутритерминальном поезде, провела туда, куда мне было нужно. Тогда вспомнились слова моего знакомого: в США вы не останетесь без помощи, если будете в ней нуждаться. Причем, необязательно знать язык, чтобы тебе помогли.
В ДиСи нам представилась возможность узнать о стандартах, которые предъявляются к возведению «зеленых» зданий по сертификации LEED - Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании. В 2000 году их разработал Совет по экологическому строительству США (USGBC), а это сотни инженеров и архитекторов, которые добровольно решили подвести знаменатель под эффективными и устойчивыми проектами зданий, где было бы комфортно человеку, выгодно балансодержателю и минимально вредно для окружающей среды. Для стандарта LEED разработана 100-балльная система по пяти главным категориям: место экологического строительства, эффективность водо- и энергопользования, материалы и ресурсы, качество среды в помещениях, плюс дополнительные баллы за инновационность и дизайн.
Допускаю возможность, что подобная система имеет под собой определенную маркетинговую стратегию, потому что нам не смогли достаточно внятно ответить на вопросы по энергоэффективности зданий в ходе подключения к общегородской инфраструктуре, которая порой далека от «зеленой». Но, к слову, в Вашингтоне самое большое количество зданий с сертификатом LEED – платиновыми, золотыми и серебряными (по стране, а теперь и по всему миру их уже десятки тысяч), и в некоторых из них мы проводили встречи, чувствуя себя очень уютно, несмотря на офисную обстановку.
Завершая описывать посещение Вашингтона, хочу особо отметить отношение в нем и, в целом, США к животным. Оно более чем трепетное. С домашними питомцами здесь можно появляться не только на улицах во время прогулки. С ними открыт доступ в магазины, театры, галереи, музеи, кафе, в последних нередко можно увидеть вместе с меню для людей и меню для собак. Конечно, все животные стерилизованы, чипированы и вакцинированы. И бродячих собак я нигде не видела.
По нашей просьбе, нас отвезли в приют для животных. Конечно, это не самаркандская «отловка», которая настоящий ад для собак. Американский приют именно такой, какой его показывают по каналу Animal planet. Питомцы здесь разные, бывают и кролики, и овцы, и попугайчики, но больше всего кошек и собак. Для всех них есть чистые и удобные вольеры. И волонтеров здесь порой больше, чем самих животных (порядка 150). Песики и котики не задерживаются дольше двух месяцев – их сразу забирают добрые и заботливые руки.
(Продолжение следует).
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.