Что меняет новый Водный кодекс Узбекистана?

Как известно 30 июля сего года был утвержден новый Водный кодекс Узбекистана. Чем отличается новый документ от прежнего, на что направлены внесенные изменения?

Как известно, по данным Института мировых ресурсов (WRI) наша страна занимает 25-е место в списке стран с высоким водным стрессом. Это означает, что мы испытываем серьезный дефицит воды, и такая оценка была дана еще в 2019 году, и с тех пор ситуация с водными ресурсами в регионе только усугубляется. 

В вопросах водных ресурсов Узбекистан зависит от соседей: более 80% воды к нам поступает из соседних стран, что делает нас уязвимыми перед изменениями климата и проблемами в региональных договоренностях. Ожидается, что к 2040 году наша республика станет одной из 33 стран, которые будут сильнее всего страдать от дефицита воды. Уже к 2023 году объем воды на одного жителя в стране сократился на 48% по сравнению с 2008 годом. 

Если говорить об основных причинах дефицита воды, то среди них можно назвать, в первую очередь, изменение климата. Глобальное потепление и изменение климатических условий уменьшают запасы ледников, которые питают реки Средней Азии. На втором месте стоит антропогенное воздействие. Загрязнение рек, неэффективное использование воды, чрезмерная урбанизация и изменения в землепользовании приводят к сокращению водных ресурсов.

Итак, какие изменения внесены в новый Водный кодекс?

Они касаются, в первую очередь, регулирования использования воды для нужд гидроэнергетики. Теперь деятельность ГЭС должна осуществляться на основе комплексного подхода, учитывающего интересы не только энергетического сектора, но и других отраслей экономики и, что особенно важно, населения. Предприятия, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, обязаны не только вырабатывать электроэнергию, но и строго соблюдать установленный режим работы водохранилищ. Это включает поддержание проектных уровней воды, обеспечение санитарных и экологических попусков, а также предотвращение резких колебаний уровня воды, которые могут нанести ущерб экосистемам ниже по течению.

Второе. Установление четких размеров водоохранных зон и прибрежных полос, т.е. новый Водный кодекс Узбекистана значительно усиливает природоохранные требования. В пределах водоохранных зон теперь строго запрещается размещение промышленных предприятий, складов химикатов и горюче-смазочных материалов, а также любая деятельность, способная привести к эрозии почв и ухудшению качества воды.

Новый кодекс также предусматривает обязательное прохождение государственной экологической экспертизы для всех проектов строительства и реконструкции объектов, влияющих на состояние вод. Это означает, что ни одна новая плотина или ГЭС не может быть построена без всесторонней оценки ее потенциального вреда для природы и разработки мер по его минимизации.

Одновременно вводится институт водных советов для повышения эффективности управления и принятия взвешенных решений. Эти структуры будут функционировать в формате коллегиально-консультативных органов.

Далее, согласно новому Кодексу, водопользование разграничивается на две категории: общую, доступную для широкого круга лиц (взятие воды для питьевых и бытовых нужд, купание, поение скота, рыбная ловля в спортивных или любительских целях), и специальную, которая будет требовать получения разрешительных документов для промышленных и крупных сельскохозяйственных нужд. 

Кроме того, документ подразумевает передачу водных объектов во временное пользование (на срок от 3 до 49 лет), введение штрафов за нарушения в сфере водопользования для рыбного хозяйства, промышленных, энергетических и хозяйственно-бытовых нужд со стороны юрлиц. 

В целом можно сказать, что новый Водный кодекс объявляет воду стратегическим ресурсом, охраняемым государством, устанавливает новую, устойчивую модель водопользования в Узбекистане, закрепляя экологический мониторинг, внедрение водосберегающих технологий, государственно-частное партнерство, усиление контроля за водозабором и улучшение международного сотрудничества. Кодекс также вводит понятие водного сервитута и определяет ответственность за нарушения, что способствует рациональному использованию водных ресурсов, повышению эффективности отрасли и обеспечению водной безопасности страны.

Отметим, что документ вступает в силу через 3 месяца – с 31 октября 2025 года, а Закон «О воде и водопользовании» 1993 года утратит силу.

Подготовил Фуркат ТУРНИЯЗОВ.