Узбекские археологи под Ургутом обнаружили согдийский храм

Сотрудники Самаркандского археологического института имени Яхья Гулямова при раскопках на памятнике Кургантепа, расположенном в селе Джуратепа Ургутского района, обнаружили храм, относящийся к доисламскому периоду. Открывшиеся настенные росписи и останки скульптуры в храме могут стать настоящей сенсацией мирового масштаба.

Ургутский район, входивший некогда в Самаркандский Согд, щедр на исторические памятники. Напомню, что в прошлом году недалеко от Чор-чинора был найден некрополь христианского монастыря IX века, который предположительно существовал в этих краях несколько веков. Ранее обнаружен согдийский храм Джартепа II. И вот теперь, благодаря исследованиям ургутского отряда Самаркандского института археологии им. Гулямова, появилось еще одно свидетельство богатейшего прошлого нашего края.

По словам сотрудника института, доктора исторических наук Алишера Сандибоева, раскопки холма начались в прошлом году после того, как фермеры, распахивая территорию под кукурузные поля, невольно вскрыли древнюю кладку. Это оказалась внешняя стена предположительно какого-то большого комплекса, поэтому раскопки было решено производить на следующий год, благо сейчас государство само финансирует археологические исследования. За последние три недели нынешнего сезона отряд вскрыл прямоугольное помещение со стенами высотой три метра и пятью входами. В центре помещения располагался алтарь, вокруг которого стояли деревянные прямоугольные колонны - следы от них хорошо просматриваются сверху. Но чудом оказались настенные росписи, которые сейчас бережно очищаются и закрепляются заведующей лабораторией химико-технологического исследования, Самаркандского института археологии имени Я. Гулямова при Агентстве культурного наследия Мариной Реутовой.

- Работая с такими памятниками, как настенные росписи Афрасиаба и обугленное резное дерево, обнаруженное на Кафыркале, реставрируя другие средневековые фрески, можешь сравнивать и технику их исполнения, и художественную ценность, - говорит Марина Аркадьевна. - На других памятниках, которые мы очищали, красочный слой будто пылью лежал на штукатурке, а здесь живопись иная. Это, конечно, не фреска, но краска словно впиталась в слой лёса, возможно, из-за пожара, который, очевидно, был в помещении, потому что его следы здесь повсюду. Со специалистом института Фирузом Субхановым мы сделали прорисовку изображения, и у нас получилась фигура божества, но, что удивительно, с лицом и телом черного цвета. Это встречаем впервые. Причем цвет изначально был черным, это не копоть, хотя ее тоже достаточно. Однако насыщенный красный цвет и светлые линии орнамента, которые контрастируют с черными руками и лицом, говорят о первоначальной задумке художника, расписывавшего храм. Поражаешься его скрупулезному, тончайшему рисунку, где штрихи буквально миллиметровые. Древний согдийский художник был настоящим мастером.

Фигура на стене имеет четыре руки, в одной из них лук, другая держит меч, ее ноги полусогнуты, как в индийском танце, на голове крылатая корона с полумесяцем. Изображенная фигура - не единственная в храме. В ходе раскопок обнаруживаются куски отвалившейся штукатурки с нанесенной на ней живописью, судя по всему, ею был богато украшен зал. Все эти разрозненные фрагменты обрабатываются специальным составом и собираются, что, конечно, стало возможным, благодаря высокому профессионализму и художественному воображению реставраторов.

- Образцы доисламской настенной живописи и скульптуры не выявлялись на территории Узбекистана в течение нескольких десятилетий, поэтому то, что мы обнаружили здесь, на Кургантепа, имеет большое значение, говорит ведущий научный сотрудник института, доктор исторических наук А. Бердимурадов. - В настоящее время мы продолжаем археологические раскопки, копируем найденные образцы живописи, проводим консервацию, в дальнейшем планируется исследовать храм совместно с японскими специалистами, используя междисциплинарные методы. Но сейчас нужно кардинально поменять отношение к механизму охраны таких археологических памятников.

Было предложено создать в Ургуте районный филиал областного управления Агентства культурного наследия. Если это предложение будет реализовано, то в регионе станет легче изучать и сохранять более 200 памятников прошлого, расположенных здесь. Кроме того, можно создать в районе музей истории, тем более для него есть немало экспонатов, найденных в Ургуте.

Возвращаясь же к уникальной находке, отмечу, что, по мнению археологов, храм датируется VII-VIII веками, однако ученые пока осторожны в своих версиях, которые все-таки проскальзывают. Например, есть веские основания полагать, что обнаруженный храм относится к канувшей в Лету манихейской религии. По историческим данным известно, что синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирана), подверглось гонениям в VI веке, а последователи рассеялись в Центральной Азии и Китае. В частности, еще Абу Райхан Беруни писал в своих трудах, что религиозный центр манихейства был перенесен из Ирана в Самарканд. Возможно, найденный храм под Ургутом имеет к манихейству прямое отношение. Об этом говорит необычный алтарь, черные фигуры на стенах, остатки статуй и сама живопись с очень тонкой прорисовкой.

Однако, пока ученые будут вести раскопки, исследовать фактический и документальный материал, чтобы сделать окончательные выводы, обнаруженный уникальный памятник срочно нуждается в охране. И не просто в охране, а в возведении над раскопом специального навеса от непогоды. Впоследствии Кургантепа необходимо превратить в объект музеификации и туризма, о чем так много сейчас говорят с высоких трибун, но на местах, увы, сводится только к обещаниям. Надеемся, в этот раз так не получится.

А. ПАВЛЕНКО.

Фото автора.