Мелодии мира в Самарканде: как это было

И все-таки он состоится! Грандиозный, фееричный, в одном из древнейших городов планеты XIII Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» вновь соберет подлинных друзей искусства, друзей музыки, которая вне политики и разных катаклизмов. Пять лет спустя, миновав пандемии, закрывшие наши страны друг от друга, преодолев сомнения и разногласия, в Самарканде зазвучат мелодии мира. И в преддверии фестиваля, когда организаторы шлют пригласительные, когда его участники выбирают репертуар и активно готовятся выступить под звездным небом Жемчужины Востока, хотелось бы вспомнить, как это было. Одной из хранительниц богатейшего архива музыкального форума в нашей стране является Флора Гумар Фахрутдин, проживающая в Ташкенте. Член Союза журналистов Узбекистана, она освещала фестиваль «Шарк тароналари» в различных СМИ на протяжении всех этих лет, поэтому Флоре Гумаровне есть, что рассказать, вспомнить…

- Самое сложное – начинать. Здесь неизбежны ошибки, упущения, но именно они порой помогают совершенствоваться. Расскажите о первом фестивале «Шарк тароналари». С какими сложностями сталкивались его организаторы, участники, члены жюри, журналисты?

- Вы правы, самое сложное в жизни каждого из нас, тем более государства, начинать новое, до того небывалое, при этом огромного масштаба, планируя, чтобы не было просчетов. Но, разумеется, случались просчеты при подготовке и проведении первого Международного музыкального фестиваля, проходившего семь дней в Самарканде, – городе, освещающем путь человеку на протяжении тысячелетий.

Первый фестиваль чем-то схож с рождением первенца в дружной семье, его очень ждали не только самаркандцы, жители Узбекистана, но и ценители народной музыки и песни из других стран. Певцы, музыканты, с волнением ожидали свой выход на грандиозную сцену. Великолепно оформленная, в окружении трех живых декораций - исторических зданий на древней площади Регистан, эта сцена сама подбадривала выступавших. Сложно работалось организаторам, творческому и техническому составам, членам международного жюри, но, практически не зная либо зная друг друга заочно, они выполнили свои обязанности на «отлично». Нелегко было и конкурсантам: вокалистам, коллективам, нам, представителям средств массовой информации не одного десятка стран мира. Необходимо было «объять необъятное»: донести до мировой общественности всю прелесть проходившего фестиваля, итог которого отметили зрители, критики, представители СМИ. Главное, сами исполнители стали одной большой дружной семьей, это было заметно при чествовании победителей и участников. Их воодушевление было заметно и наутро, когда они выезжали автобусами в Ташкент, участвовали в торжественном мероприятии, посвященном Дню независимости Республики Узбекистан.

- Как получилось, что Вы стали регулярно освещать музыкальный фестиваль? Это была Ваша собственная инициатива?

- Сказать повезло – мало, судьбе за это благодарна! Вероятней всего, это продолжение большой практической работы на радио, телевидении, в театре, прессе, кинематографе. Да и влюбленность в профессию журналиста со школьной скамьи в детской, затем молодежной редакции Узрадио, плюс знание и понимание многих языков. Главное, как поется в песне, «трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете...», дополню: «в эфире и на экране».

- Какой из фестивалей был, на Ваш взгляд, самым ярким, особенным? Что способствовало этому?

- Разумеется, первый, трудный, но запоминающийся, по нему сравниваю последующие. Отмечу еще и Х-й, в 2015 году. Тогда Агентство «Узбеккино» предложило мне, как сценаристу и режиссеру, создать хроникально-документальный фильм о юбилейном фестивале. Но решила рискнуть и создать фильм «Регистонда дунё садолари - Мелодии мира на Регистане» о работе... десяти фестивалей. Сказано-сделано! Идея была принята, утверждена дирекцией, и фильм стал своеобразной летописью фестиваля. 

- Чем Вам запомнились обладатели Гран-при? Что помогало им одерживать победу?

- Думаю, что помогли собранность, богатый репертуар исполнителей, профессиональное знание музыкального и вокального материала, умение показать все это на огромной сцене вживую. Например, трио – двое музыкантов и вокалистка - из Азербайджана смогли влюбить всех нас, а главное жюри, в себя и свое исполнительство. Внешняя скромность и неописуемая энергия внутри каждого звучащего слова, ноты, такта, умение преподнести народную песню современному слушателю, зажечь его национальным колоритом, идущим из глубины веков, из сердца народа. Итог - Гран-при первого фестиваля в 1997 году! Сразу оговорюсь, с первого дня их пребывания была рядом с ними, мне они сразу понравились, напомнили 1965 год и меня, студентку-солистку первого в Узбекистане вокально-инструментального ансамбля Ташкентского театрально-художественного института им. А. Островского под руководством педагога Бориса Шмуйловича, который позже стал именоваться ВИА «Ялла».

- Освещая каждый фестиваль, обладая музыкальным образованием и наблюдая за работой жюри, наверняка выработалось некое чутье на победителей конкурса. Насколько точно распознавали их после выступлений?

- Вы правы, наблюдая за работой жюри, и (сама была не раз в этом качестве), выработалось некое чутье на будущих победителей. Разумеется, сказались и приобретенные навыки многолетней работы с руководителями, музыкальных коллективов, солистами Гостелерадио Узбекистана. Так что все 12 фестивалей, к удивлению жюри, коллег, участников, с первого дня могла определить, кто будет лидером, поэтому ежедневно брала у них интервью, снимала на фото и видео. Конечно, радовало это профессиональное чутье, потому что в итоге у меня было больше всего материалов о победителях и призерах.

- Среди почетных гостей международного музыкального форума было немало знаменитостей. С кем из них удалось пообщаться?

- Практически со всеми. Запомнились навсегда Полад Бюльбюль оглы - почетный гость первого фестиваля, министр культуры Азербайджана, а также почетный гость из Франции, незабвенный и легендарный шансонье Шарль Азнавур. Из участников: особо зарядила команда из Тывы, показавшая бойцовские качества и завоевавшая Гран-при; трио из США с детьми - девочкой и мальчиком, представители древнейшего племени индейцев сенека из Буфалло смогли сохранить народные костюмы, инструменты, песни и танцы. Певец Аль Бано из Италии с «Феличитой» очаровал всех приветствием на узбекском языке. Член жюри из Греции, незабвенный Янис Целепидис, живший долгое время в Ташкенте и создавший в Узбекистане первый греческий профессиональный ансамбль «Бузуки», покорил своей высокой культурой и многогранным талантом музыканта. Команда девушек из Китая, влюбившая всех в себя в 2015 году.

- Что Вы можете рассказать о публике, зрителях конкурса, самой ауре фестиваля?

- Каждый фестиваль для его участника - это память на всю жизнь. Они не могли нарадоваться тому, что увидели город и народ, который смог сохранить для человеческой цивилизации древний Самарканд, о котором знали только по рассказам, книгам, с экрана. Говоря же об участниках, почитателей народных мелодий и песен, танцев, представителей СМИ, то, думаю, возвращение фестиваля станет праздником для всех нас. Мы уверены, что и на этот раз, после пятилетнего молчания, Самарканд и его жители примут на новой площадке исполнителей, которые снова будут поражать своим выступлением под чудесным небом древнего города.

- У Вас имеется уникальный архив по музыкальному фестивалю «Шарк тароналари», который мог бы обогатить коллекцию не одного музея. Какие идеи есть на этот счет?

- На протяжении работы всех фестивалей участники, гости, члены жюри, особенно, представители СМИ, аккредитованные из стран мира, туристы, зрители, жители Узбекистана, просили об открытии и работе постоянной экспозиции или создании музея, который смог бы воспроизвести работу всех фестивалей. Приобретение здесь же сувениров, буклетов, фотографий, просмотр видеороликов из прошлых лет дали бы возможность погрузиться в летопись Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари», постоянно напоминая о прекрасном Самарканде. Однако пока мой архив со мной, есть определенные предложения по его приобретению.

- Надеюсь, что тема с созданием музея «Шарк тароналари» еще найдет свое продолжение. Благодарю за интересный экскурс в музыкальную историю страны и будем ждать Вас на фестивале в Самарканде в этом году.

- И я надеюсь, что вновь попаду на этот прекрасный праздник музыки и дружбы.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

На СНИМКЕ: Ф. Фахрутдин с лауреатом 1-й премии ММФ «Шарк тароналари» (1997 г.), Народной артисткой Узбекистана Муножат Йулчиевой.

Фото из архива Ф. Фахрутдиновой.