Уникальный мир Даврона Сафоева

В мастерской главного художника Самаркандского областного театра музыкальной драмы открылась музейная экспозиция, посвященная заслуженному деятелю искусств Узбекистана, отличнику культуры СССР Даврону Сафоеву.

Торжественная церемония открытия мастерской-музея (первого, кстати, в Самарканде) прошла в рамках театральной недели и собрала немало тех, кто по сей день с благоговением вспоминает блистательное художественное сопровождение постановок Даврона Сафоева, его мудрое наставничество. Вписавший в летопись культуры нашего народа яркие страницы, Даврон Искандарович по сей день остается непревзойденным служителем сцены, выполнявшим высокую миссию художника театра 60 лет.

- Он создал свой уникальный мир театра, который смело можно назвать самаркандской школой театрального искусства, - говорит его сын, ныне главный художник областного театра музыкальной драмы Бахром Сафоев. – Отец обладал широчайшим кругозором, казалось, его эрудиция не знала предела. У него было тонкое понимание драматургии и особенное видение сценического действия, в котором гармонично сочетались и национальные истоки, и индивидуализм западноевропейского театра. Я думаю, именно этот уникальный и гибкий художественный стиль сформировал его искусство.

Д. Сафоевым поставлено более 100 спектаклей, около 70 из них - на самаркандской сцене. И это были не просто малобюджетные постановки на два-три персонажа. То был огромный размах, какой свойственен опере, балету, большой драматургии, где на сцене десятки артистов одновременно, где зрителя полагалось не развлекать, а втянуть в действо, погрузить с головой в пучину Чайковского, Верди, Мусоргского, потрясти до глубины души. Подобное воздействие становилось возможным только тогда, когда сценограф вживался не просто в драматургическую ткань, но окунался в саму атмосферу ее создания, то есть буквально становился соавтором.

Всматриваясь в эскизы костюмов к спектаклям, чувствуешь энергетику образа. Как отмечает Б. Сафоев, предлагаемое отцом пространственное и живописное решение спектакля в большинстве своем уже определяло его режиссуру, стиль и язык танцевальной партитуры. В свою очередь, выполненные им костюмы диктовали характер пластики и индивидуальные оттенки для каждого персонажа.

А вот что писал о творчестве Д. Сафоева искусствовед Э. Муминов в «Ленинском пути» в 1983 году: «Как вы работаете над спектаклем? – спрашиваю художника. – Начинаю обычно с изучения материала, темы, - отвечает он. - Прежде чем взяться за ту же «Горянку» М. Кажлаева (первый спектакль Д. Сафоева на сцене академического театра драмы им. Лахути в Душанбе и позже, в 1973 году, на самаркандской сцене – здесь и далее прим. автора), познакомился с историей и культурой Дагестана, съездив туда. Надо было знать этнические особенности народностей, населяющих этот горный край. И, конечно, слушаю музыку. Это основа основ – музыка дает мне ключ к спектаклю. Начав работать над «Борисом Годуновым» Мусоргского, побывав в Москве, делал зарисовки в соборах Кремля, в Новодевичьем монастыре. Разумеется, идеи художника не должны противоречить решению спектакля, задуманному режиссером и дирижером-постановщиком. Тут должен быть органический сплав. В процессе работы мне нужно постоянно поддерживать контакты и с артистами, и с музыкантами, практически со всеми службами театра. Многое, например, зависит от осветителей…»

Даврон Сафоев, мастерски владея рисунком (начинал художник с карикатуры) и чувствуя цвет, работал в самых разных направлениях. В свое время, когда он учился и трудился в Душанбе, на него оказали влияние такие корифеи культуры, как Мирзо Турсунзаде, Абдусалом Дехоти, Мумин Каноат. А позже Даврон Искандарович постоянно впитывал в себя лучшее из общения и сотрудничества с Асрором Джураевым, Львом Мейселем, Олегом Мельниковым, Хабибуллой Абдураззаковым, Махмудом Вахидовым, Акбаром Муминовым и другими. У всех у них был свой творческий почерк и свойственный талантливым людям характер, но работа с Давроном Сафоевым, общение с ним, служили духовному взаимообогащению и поистине рождало шедевры, которые вошли в «золотой» фонд культуры Самарканда и двух стран – Узбекистана и Таджикистана.

В музейной экспозиции, созданной по инициативе Б. Сафоева и поддержанной хокимиятом области, представлена только малая часть творческого наследия Даврона Сафоева, бережно сохраненная, а в некоторых ситуациях буквально спасенная от невежества и макулатуры, его сыном. Но и она поражает воображение, унося зрителя на сцену, когда там с аншлагами шли такие постановки, как «Сердце поэта», «Легенда Самарканда», «Спитамен», «Бехбуди», «И дольше века длится день»; балеты - «Медея», «Макбет», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Василиса Прекрасная»; оперы - «Борис Годунов», «Демон», «Кармен», «Аида». Не одно поколение самаркандцев выросло на этой высокой культуре, которую ныне, увы, сложно представить.

- Экспозиция мастерской-музея будет обязательно демонстрироваться в Париже и Санкт-Петербурге в рамках международных театральных фестивалей, - отметил директор областного театра музыкальной драмы Ботир Тугалов. – Мир должен узнать о корифеях самаркандской школы театрального искусства, особенно таком мастере, как Даврон Сафоев.

В настоящее время работа по оформлению экспозиций мастерской-музея, который открыли заместитель хокима области Р. Кобилов и ректор Самаркандского международного технологического университета Ю. Абдуллаев, продолжается. Думается, что этот новый музей вскоре станет активно посещаемой достопримечательностью Самарканда.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.