Тайны причесок Согда, или Что рассказало резное дерево Кафиркалы

Одна из самых необычных археологических находок последних лет в Самаркандской области - резное деревянное панно из Кафиркалы, древнего городища, расположенного на левом берегу Даргома, в 18 км к юго-востоку столицы Согда - Афрасиаба. Ученые Самаркандского института археологии имени Я. Гулямова и Национального центра археологии Академии наук Узбекистана - Мунира Султанова и Сурат Кубаев - посвятили этой находке отдельное исследование. Их внимание привлекла, казалось бы, деталь, на которую редко обращают внимание, - прически изображенных персонажей.

Артефакт, переживший века

Панно, найденное на цитадели Кафиркалы, представляет собой две крупные доски, соединенные железными скобами. На них вырезано 46 человеческих фигур, расположенных в четыре яруса. В центре композиции - богиня, восседающая на троне в виде льва. К ней обращены остальные персонажи, будто участвующие в церемонии поклонения или праздничном обряде. Исследователи предполагают, что это могла быть богиня Нана, одно из главных божеств согдийского пантеона.

Несмотря на схематичность резьбы, мастер придал каждому образу индивидуальность - через позу, выражение лица, одежду и, конечно, прическу.

Мода Согда

На панно удалось различить около десяти видов причесок, существовавших в раннесредневековом Согде. Археологи разделили их на три большие группы - с гладкими волосами, с волнистыми и с кудрявыми.

Самыми распространенными оказались короткие или средние по длине стрижки - своеобразные прообразы современного каре, иногда с ровной челкой, иногда с легким пробором.

Встречаются и прически с мягкими волнами или завитками - тип, напоминающий древнеримские и эллинистические традиции. Есть даже «цезареподобные» стрижки - короткие, волнистые, с ровной передней линией волос.

По наблюдениям исследователей, среди персонажей нет людей с длинными волосами, характерными для тюркской эпохи. Это позволяет отнести резьбу к дотюркскому периоду согдийского искусства, то есть к V–VI векам.

Когда волосы - знак статуса

Прически в древности имели не только эстетическое, но и социальное значение. Они могли указывать на происхождение, профессию, возраст и даже политическую принадлежность человека. В этом смысле находка из Кафиркалы - редкий источник, позволяющий «увидеть» согдийцев не как абстрактных героев настенных росписей, а как реальных людей, живших и следивших за собой.

Анализ причесок показывает, что Согд не был изолирован от внешнего мира. В облике его жителей отразились влияния Египта, Греции, Рима и Ближнего Востока. Анализируя изображения терракот и монет, можно сказать, что «кудрявый» стиль причесок, отображенный на резном дереве Кафиркалы, связан с сохранением некоторых эллинистических традиций, когда были в моде гривы завитых локонов, так называемая прическа бога Зевса. Волнистое же «каре-боб», популярное у согдийцев, имеет древнеегипетские корни - тот самый стиль, который позднее назовут «прической Клеопатры». Данные факты могут еще раз свидетельствовать о своеобразной ассимиляции разных культур в Согде.

По мнению авторов статьи, столь разнообразные изображения позволяют предположить, что в Согде уже существовали люди, занимавшиеся уходом за волосами профессионально. То есть можно говорить о ранних зачатках парикмахерского дела. Это, хоть и скупо, но подтверждают артефакты, найденные ранее на территории Средней Азии и связанные с уходом за волосами (ножницы, заколки, гребень).

Сам факт, что мастер изобразил десятки персонажей с разными типами волос, свидетельствует о внимательности к деталям и развитом чувстве эстетики у согдийских художников.

Резное панно из Кафиркалы - не просто памятник искусства. Оно оживляет эпоху, в которой мифы, боги и люди существовали рядом. И среди множества сюжетов - богини, воины, музыканты, - мы видим обычных согдийцев, со своими чертами, выражениями лиц и прическами, застывшими в дереве на полторы тысячи лет.

Влад СТАСОВ.

Рисунки М. Султановой.