Родная стихия – заоблачные высоты
Весна для самаркандских мальчишек это, помимо всего прочего, и время запуска воздушных змеев. С наступлением первых весенних теплых дней небо над Самаркандом начинают украшать многочисленные воздушные змеи. Мальчишки в разных концах города пускают свои летальные устройства и иногда, забывая о повседневных заботах, засматриваешься на свободный полет этих удивительных рукотворных созданий различной конфигурации.
Помнится, как мы сами делали из листьев двенадцатистраничной тетради «булбулчу» - соловья, а потом, чуть повзрослев, мастерили уже из газетных листьев формата А1 больших «бодбараков» (от таджикских слов «бод» - воздух, ветер, «барак» - уносящийся) и ромбовидных «лайляков» - аистов. До сих пор волнуют душу детские воспоминания: ты лежишь на крыше и смотришь в лазурное небо, а там свободно парящие под облаками белые лайляки!
Когда появились воздушные змеи?
Воздушные змеи имеют древнюю историю. Согласно историческим источникам, первые воздушные змеи (привязные летательные устройства) были известны еще в IV-III вв. до н.э. в Китае. Тогда они, конечно же, использовались не для развлечения. Прежде всего, их применяли в военных целях. То есть с их помощью устрашали врагов либо сообщали друг другу какие-то важные вести.
Примерно в XII-XIII веках в Европе впервые узнали о широком применении в китайской и монгольской армиях воздушных змеев. Форма первых воздушных змеев, соответственно, была устрашающей. Например, дракон, змея и т. д. Кстати, именно поэтому по-русски их и называют воздушными змеями.
Воздушные змеи на службе науке
С XVIII века воздушных змеев начинают широко использовать в Европе при проведении научных исследований атмосферы. В 1749 году А. Вильсон с их помощью производил измерение температуры воздуха на высоте. В 1752 году Б. Франклин провел эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии изобрел громоотвод.
М. В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и, независимо от Франклина, пришел к тем же результатам. Надо сказать, что проводившиеся опыты по исследованию атмосферного электричества были чрезвычайно опасными. В 1753 году при запуске змея в грозу погиб коллега Ломоносова, академик Г. В. Рихман.
Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолетов. В частности, А. Ф. Можайский, прежде чем начать строительство своего самолета, провел серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолета, которые должны были обеспечить ему достаточную подъемную силу.
Кружки по изготовлению воздушных змеев
Сейчас в нашей стране многие дворцы детского творчества имеют кружки робототехники и электронных игрушек. В них дети изучают секреты авиамоделизма, принципы полета различных летательных устройств - планеров, самолетиков, воздушных змеев и т.д. Принцип полета одинаков для всех таких устройств, то есть аэродинамический принцип создания подъемной силы. А для воздушного змея подъемная сила зависит от площади поверхности его крыла, скорости ветра, плотности воздуха и угла атаки поверхности змея по отношению к направлению ветра.
Летательное устройство должно быть легким, а его крылья – в несколько раз больше его самого, и оно должно уметь удержаться в воздушных потоках.
Один из таких кружков есть во дворце детского творчества Самаркандского района. Его руководителем является Шамсиддин Вахобов. Окончив физический факультет СамГУ, он посвятил этому делу всю свою жизнь. Уже много лет Ш.Вахобов обучает детей секретам аэродинамики.
Фестивали «лайляков»
Благодаря таким инициативным людям, как Шамсиддин-ака, в нашей стране ежегодно проводятся фестивали воздушных змеев. В них дети участвуют со сделанными ими летательными устройствами.
Требования к участникам: им дается определенное время, как правило, короткое, за это время воздушные змеи, созданные детьми, должны набрать определенную высоту. Например, за несколько минут ребенок должен пробежать какое-то расстояние (ему помогает напарник, держащий воздушного змея за хвост) и, когда он доходит до нужной черты, змей должен быть уже на высоте.
Поднять «лайляка» в небо – это искусство, но удержать его в полете – искусство, если можно так сказать, вдвойне. В хорошую погоду лайляк может подниматься в воздух на сто-двести метров. От ребенка требуется усилие, чтобы удержать его.
- Сила тяги воздушного змея может достигать 5-6 килограммов и ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы выдержать ее, - говорит Шамсиддин-ака.
Почему воздушный змей не полетел?
Несколько лет назад один наш знакомый рассказал историю: купил в магазине китайского воздушного змея и в воскресенье с детворой вышел на улицу. Ветер был хороший. Когда он попытался запустить змея, он не полетел.
- Поднимается в воздух, а потом падает, - рассказывал знакомый. - Я очень расстроился. Интересно, почему он не взлетел? Может быть, змей был некачественный. Или я что-то не так сделал?
- Чтобы воздушный змей хорошо летал, хвост у него должен быть длинным, - говорит Шамсиддин Вахобов. - Например, если хвост метрового «лайляка» будет такой же длины, он не полетит. Хвост такого змея должен быть длиной не менее 5-6 метров. Представьте, может ли человек, упавший в воду, оставаться на поверхности воды, если он не передвигает ноги? Вот и тут такой принцип. С хвостом в 15-20 метров змей, конечно, хорошо летает. Ничего не могу сказать о конструкции змея вашего знакомого, я его не видел, но могу дать ему такой совет: сделайте на змее длинный хвост. Тогда он наверняка полетит.
Привет с заоблачных высот
Сегодня существуют воздушные змеи самой различной конструкции - каркасные, бескаркасные, коробочные и так далее. Кстати, начиная с 1985 года, второе воскресенье октября отмечается Всемирный день воздушных змеев.
…В Самарканде стоит солнечный, но прохладный весенний день с ветерком. А над Регистаном, в заоблачных высотах парят воздушные змеи. Смотришь на них и забываешь о принципах аэродинамики, каких-то сложных физических законах полета, и любуешься лишь свободным парением сверкающих на солнце бодбараков и лайляков, которые шлют тебе привет из далекого детства.
Шухрат АНОРОВ,
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
Фото авторов.