Сохранить оригиналы…

Музеи. В старинных залах выставлено множество предметов, они удивляют и восхищают каждого входящего в храм прошлого. И все же среди них есть те, рассматривая которые, слушая порой фантастические рассказы сотрудников музея, гидов, сопровождающих туристов, задаемся вопросом: «Интересно, а это - оригинал?».
Так получилось и со мной в одну из недавних очередных командировок в Самарканд. Найдя свободный час, решала посетить областной краеведческий музей, где выставлена «Европейская мебель 1880 года». Услышала повествование со стороны местного гида, который о ней рассказывал.
Пока туристы с упоением разглядывали предметы мебели, поздоровалась, извинилась, что отвлекаю от работы, отвела в сторонку и спросила: «Вы точно знаете, что эта мебель соответствует тому, о чем вы рассказывали?». Он не смутился, прямо ответив: «Нашел информацию в Интернете».
Больше вопросов к нему не было. Но себе задала вопрос, почему же с 1998 года все рассказывают об этой мебели, а я, журналист, до сих пор молчу, ни строчки не написала, не выходила в эфире с рассказами о ней? А ведь имею все документы искусствоведческой экспертизы, которую когда-то решила провести, в соответствии с законом, поставив в известность руководство Академии художеств Узбекистана, лично ведущего искусствоведа и художника Рафаэля Такташа. Попросила помочь в разъяснении подлинности мебели выдающегося эксперта, художника Кузьму Ткаченко, любимого ученика Бенькова. Помнится, как мы направились в Самарканд, в колхоз им. Касымовой, где в те годы в одной из комнат правления располагалась непривычная в наших краях мебель…
Рассказывать о той насыщенной работе можно много. И все же пока не поднимается рука написать об историческом пути предметов мебели, выполненных восхитительными руками супермастеров Европы начала XIX века. Почему? Потому что мебель до сих пор не прошла по Закону «О музеях» технической экспертизы, а без нее никак.
Генеральный директор Аукционного дома предметов искусства Art Vernissage Шавкат Султанов медленно, чтобы можно было запомнить, зачитывал мне статью 16 из этого Закона: «Государственные музеи, иные государственные учреждения, которым переданы в оперативное управление музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Национального музейного фонда, обязаны обеспечить: физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций; ведение и сохранность учетной документации, связанной с музейными предметами и музейными коллекциями; использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, просветительных и образовательных целях. В перечень учетной документации входит научно-технологический паспорт каждого музейного предмета, в котором согласно международной практики ведущих музеев мира отражается следующая информация: принадлежность предмета искусства (изобразительное или прикладное искусство), автор, школа, год и место создания, химический состав материала и анализ технологического процесса производства, страховая стоимость, цифровой паспорт изображения согласно требований ISO (международной организации стандартизации) и др. информация связанная с идентификацией и атрибуцией предмета».
Слушать собеседника было нелегко, но необходимо, тем более что пришла с очень щепетильными вопросами по истории множества уникальных предметов, которые в том числе выставлены в краеведческом музее г. Самарканда. Сюда ежедневно приходит большое количество туристов, рассматривая предметы прошлых веков, где демонстрируется именуемая в народе «Мебель Наполеона».
На очередной мой вопрос, можно ли выставлять музейные предметы на экспозицию без экспертиз, которых великое множество, и чем это чревато в последствии, услышала:
- По моему мнению, этого делать нельзя, - говорит Ш. Султанов. - В первую очередь, мы должны защитить честь и статус музеев от экспозиции фальшивых предметов, а главное - авторитет государства. Ведь всем известно, что современные технологии активно используются при изготовлении фальшивых предметов искусства. Наша лаборатория по технологической экспертизе предметов искусства с использованием современных технологий неразрушающего метода химического анализа и международных стандартов экспертизы, работает для защиты интересов, прежде всего, хранителей предметов искусства».
Что же мешает руководству музеев страны делать техническую экспертизу и получать документ о подлинности предметов, ведь это обычная международная норма? Думается, что этот вопрос найдет ответ у Агентства культурного наследия...
Флора ФАХРУТДИНОВА,
член Союза журналистов Узбекистана.