Особое призвание отца Димитрия

Среди множества профессий есть такие виды деятельности, которые иначе, чем служением, не назовешь. И жизненный путь доброго пастыря - отца Димитрия Козулина - является примером верности служения Церкви и людям. 38 лет он был настоятелем Свято-Георгиевской церкви в Самарканде, и трудно представить, какое количество людских судеб прошло через руки отца Димитрия за эти годы, скольких он крестил, исповедал, сколько сложных житейских и духовных вопросов помог разрешить, указав верный путь.

Отец Димитрий не любил рассказывать о себе. Но незадолго до своей кончины батюшка поведал, что Господь по своей милости продлил ему годы жизни на двадцать лет, так как он избрал себе путь священнослужителя. И, помолчав, добавил, что хотя у них с супругой, матушкой Антониной, не было собственных детей, Господь даровал им множество чад духовных, которые находятся теперь по разным городам и странам. Он с особой значимостью высказал мысль о том, что из всех видов деятельности нет ничего выше священства. На вопрос о том, как он стал священником, батюшка отвечал, что в этом решающую роль сыграли два человека высокой духовности, с которыми ему повезло встретиться в жизни – архимандриты Серафим Романцов (прославленный в лике святых) и Серафим Суторихин.

Благословение

Отец Димитрий родился в одном из горных селений Киргизии, в семье крестьян Корнилия и Параскевы Козулиных. В феврале 1935 года у них родилась двойня – мальчик и девочка. Мальчика назвали Димитрием, а девочку - Марией. Всего же у супругов Козулиных было десять детей. Отец его был пчеловодом и держал пасеку в горах.

 Духовный путь самого Димитрия начался со встречи с архимандритом Серафимом (Романцов) Глинским, который после освобождения из лагеря в середине 1930-х годов оказался в горах Киргизии, в местечке Ташкумыр, где в те годы жило семейство Козулиных. Архимандрит Серафим построил себе в труднодоступном месте келью. Это была пещерка, в которой он тайно вел строго монашеский образ жизни. Серафим оказал существенное влияние на семью Козулиных и крестил маленького Димитрия.

Кроме архимандрита Серафима, при их семье жили еще две ссыльные монахини, одна из них – Рафаила (Архелова) - нянчила маленького Димитрия. В то время, пока архимандрит Серафим жил при семье Козулиных, он не только сам служил, но и приучил к богослужению их всех. Покидая это место, архимандрит оставил им богослужебные книги, и в семье Козулиных сохранилась традиция постоянного молитвенного правила. Таким образом молодой Димитрий с самого детства проникся сердцем к молитве и Богослужению.

Зимой в горах работы становилось мало, и семья Козулиных использовала это время для того, чтобы посетить храм, помолиться и причаститься. Так как поблизости действующей церкви не было, они выезжали в места, где находились такие храмы. Монахиня Рафаила к тому периоду перебралась жить и служить в самаркандскую церковь, и Козулины стали приезжать в Самарканд. Димитрий тогда уже отслужил в армии и после этого, работая водителем, стал наведываться в Самарканд, где настоятелем Свято-Георгиевского храма служил архимандрит Серафим (Суторихин). Встреча с ним определила весь дальнейший путь отца Димитрия…

В Самарканде отец Димитрий познакомился со своей будущей супругой, матушкой Антониной. Летом 1961 года они решили пожениться. То время приходилось на пик хрущевских гонений на церковь, и архимандрит Серафим был лишен права служения, однако, вопреки запрету, он обвенчал молодых. Это таинство совершалось скрытно, о нем знали только самые близкие. Поженившись, матушка Антонина и отец Димитрий сначала уехали на пять лет на его родину, в Киргизию, а по возвращении весной 1968 года отец Серафим сразу же предложил ему работать в храме.

Выбор пути

Разглядев в своем молодом послушнике предрасположенность к служению, отец Серафим стал беседовать с ним о поступлении в духовную семинарию. Но у отца Димитрия было всего семь классов образования, поэтому батюшка Серафим стал готовить его к поступлению, архимандрит Серафим Романцов со своей стороны тоже поддержал этот шаг. При поступлении в Московскую духовную семинарию в Троице-Сергиевскую Лавру выяснилось, что отец Димитрий приехал отчасти подготовленным и с такими знаниями, которые позволили первый год обучения сдать экстерном. Учась в семинарии, на каникулах, он специально совершил поездку на Кавказ, где в то время находился архимандрит Серафим (Романцов), а затем принимает сан диакона и вскоре рукополагается во священники.

Вернувшись в Самарканд по окончании учебы, с 1 ноября 1973 года отец Димитрий становится вторым священником при архимандрите Серафиме, помогая ему и перенимая опыт. Вместе они прослужили 6 лет, и эти годы были для начинающего священника хорошей практикой. Супруга отца Димитрия, до 1981 года работавшая операционной медсестрой в самаркандской областной больнице, перешла на работу в церковь. После кончины архимандрита Серафима отец Димитрий становится бессменным настоятелем Свято-Георгиевской церкви в течение почти сорока лет.

Молитва, труд и общение

Отца Димитрия многие любили и уважали. Сколько добра, света и мудрости от него шло людям. К нему приезжали люди из районов и других городов, никого он не оставлял без мудрого наставления.

 У батюшки Димитрия был характерный способ подзывать к себе людей: он манил их издали указательным пальцем и ждал, улыбаясь, когда к нему подойдут. Держась просто, он сразу же располагал к себе людей своей непринужденной манерой разговора и шутками, помогая им таким образом преодолеть смущение и неуверенность. Поговорив с человеком, отец Димитрий напутствовал его таким образом, что несложно было догадаться о смысле наставления.

За годы своего настоятельства отец Димитрий подготовил большое количество священников. И, казалось, что это происходило как-то само собою. Вплоть до преклонных лет батюшки при храме постоянно находились мальчики и молодые люди, помогавшие ему в алтаре и храме. Помимо этого, из епархии к нему, как к опытному священнослужителю, постоянно присылали молодых священников на «стажировку». Несмотря на свой многолетний духовный опыт и образование, отец Димитрий постоянно читал духовные книги, а также советовал людям, приходившим к нему с вопросами, читать тех или иных авторов. Одним из любимых его писателей, которого он многим советовал, был духовный писатель Н. Е. Пестов.

Отец Димитрий относился к такому, ныне редкому типу священников, которые считали, что христианину, помимо молитвы, необходим еще и физический труд. Батюшка рано вставал и переодевался в рабочую одежду, при этом прихожане порою путались, принимая его за разнорабочего. Рядовым явлением было увидеть в его руках топор, пилу или тачку.

Особым попечением у батюшки Димитрия были загородные дачи. При нем за городской чертой, в районе аэропорта, были приобретены участки земли, на которых постоянно трудились работники храма. Дачные участки, на которых выращивались овощи и фрукты, являлись сырьевым подспорьем для церковного стола. На дачах также выращивали бычков, а на территории церкви держали коз, поросят и индюшек. Накануне Рождественского поста обязательно резали бычка, и отец Димитрий распределял его среди членов общины, активных прихожан, помогающих храму, и нуждающихся.

Молитва, труд и общение с людьми заполняли практически все время жизни батюшки. Он никогда не пользовался телевизором и окружающих предостерегал о его вредном влиянии на духовный мир человека. Взамен он предлагал чтение духовной литературы и молитву. Умея довольствоваться малым и будучи неприхотливым в быту, он одевался в очень скромную одежду и жил по старинке.

Отец Димитрий обладал большим терпением. Он брал на содержание бездомных людей, жалея пьющих и освободившихся из мест заключения, пожилых и больных, но при этом ставил условие - расстаться с вредными привычками. Занимаясь благотворительностью, он многим помогал финансами, вещами и продуктами, не афишируя этого.

Уход

 Несмотря на то, что отец Димитрий всегда вел активный образ жизни и постоянно трудился, возраст и время брали свое. В последних числах ноября 2016 года он приболел и некоторое время не выходил из своей кельи. Батюшку ненадолго положили в больницу, многие молились о выздоровлении отца Димитрия и старались навестить его. В последний раз он появился в храме на вечерне, под праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы», где он по своему обыкновению исповедовал людей. Все вздохнули с облегчением и надеждой, что опасность осталась позади. Но 24 декабря в час дня батюшки не стало…

Печальная новость моментально облетела весь город и многие прихожане и духовные чада батюшки съехались в церковь. Сразу же приехал благочинный - отец Роман. По решению священников установили очередность непрерывного чтения Евангелия у гроба почившего отца Димитрия. На центральном городском кладбище стали готовить задолго выбранное самим батюшкой место для его погребения. Заблаговременно он говорил людям о том, кому и что нужно будет сделать после его кончины. Сами похороны были назначены на 26 декабря. Проводить Отца Димитрия собралось 15 священников и 2 диакона. Несколько священников приехали из России. В храме тогда было не протолкнуться, часть пришедших стояла вне его стен. После литургии и отпевания, процессия вышла вокруг храма крестным ходом и затем последовала на кладбище. До места погребения священники несли гроб на руках с пением «Святый Боже» и сопровождении большого количества людей.

Место упокоения любимого нашего пастыря - отца Димитрия - часто посещается его чадами и благодарными людьми, тропинка к нему не зарастает…

Александр ГАЛАК.