Заботясь о качественном образовании...

Мы все ближе подходим к 34-годовщине независимости Республики Узбекистан. Хотя этот период является относительно коротким с точки зрения истории, я думаю, что его достаточно, чтобы сделать определенные выводы и извлечь уроки.
В первые десять лет независимости одной из самых страшных ошибок было то, что мы не уделяли должного внимания сфере образования и воспитания. Хотя это и горько признавать, нам до сих пор приходится расплачиваться за это.
Детские сады, которых и так не хватало закрывались. Здания были разграблены. Самый важный период детства, когда происходит развитие умственных способностей, был заперт в домах.
В плачевном состоянии оказались школы. В основном, они ремонтировались на незначительные суммы, собранные с родителей. На плечи учителей был возложен хомут принудительного труда. В результате система образования в Узбекистане пришла в упадок. Учитель был вынужден оставить школу.
Для поступления в высшие учебные заведения были придуманы коррупционные методы. Одним словом, с какой стороны ни посмотри, система образования была доведена до плачевного состояния. В такой ситуации говорить о качестве образования само по себе было бы нелогично.
Последнее десятилетие было посвящено решению этих проблем. Во-первых, восстановлена сфера дошкольного образования, появились негосударственные дошкольные организации. Эти учреждения начали активно охватывать детей, которые ранее оставались вне внимания.
Во-вторых, было восстановлено одиннадцатилетнее образование в школах, улучшилась их материально-техническая база. Были построены новые, капитально отремонтированы существующие.
В-третьих, упразднены не оправдавшие себя колледжи.
В-четвертых, бремя принудительного труда было снято с плеч школьных учителей и преподавателей университетов. Их зарплаты выросли в несколько раз.
В-пятых, механизм приема в высшие учебные заведения стал полностью прозрачный. Охват высшим образованием увеличился в несколько раз. На мой взгляд, достичь этих результатов было нелегко. И сейчас процесс продолжается.
На что следует обратить внимание, чтобы совершить коренной поворот в сфере образования? Что мы должны сделать, чтобы соответствовать мировым образовательным стандартам?
Сегодня Узбекистан нуждается в качественном образовании. Обеспечение качественного образования должно стать, прежде всего, главной обязанностью учителей всех уровней. И родители, и общество должны повысить свою ответственность за получение качественного образования детей.
Очевидно, что современные европейские страны уделяют первостепенное внимание качеству образования. Представьте карту мира, где наука продвинулась вперед, там и страна развивалась. Получается, что качество образования в этой стране рассматривается как главная проблема. Проблемы, трудности, нищета, зависимость, рабство устраняются только одним способом - через науку и образование.
6-9 августа 1945 года на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы Соединенными Штатами Америки.
2 сентября 1945 года в Токийском заливе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Международное сообщество ввело в отношении Японии крайне жесткие ограничения. Как японцы смогли преодолеть такие тяжелые времена упадка? Как им удалось войти в число самых развитых стран мира? Каким образом Япония, не обладая природными ресурсами, смогла стать одной из ведущих экономически развитых стран мира? На все эти вопросы есть только один ответ: качественное образование.
Мы все являемся свидетелями того, как наука и образование способны покорять мир, силу, власть и невежество.
Гарантией независимости является развитие науки и качественного образования. Мы не случайно снова и снова повторяем выражение «качественное образование». Неэффективное, не соответствующее социально-экономическим потребностям образование имеет обратный эффект, негативно влияя на вектор устойчивого развития общества и приводит к трудно исправляемой ситуации.
Мир превратился в пространство с жесткой конкуренцией. В современном обществе признается и принимается только то, что обладает высоким качеством - будь то товары, услуги или, в том числе, образование. Качественное образование без преувеличения можно сравнить с локомотивом. Там, где оно есть - все возможно.
Во главе этого процесса развития должны стоять просветители и интеллигенция. Если учитель патриотичен и предан своему народу, то в первую очередь, он даст ученику качественное образование. В свою очередь, и ученик не будет гоняться за поддельными оценками и дипломами.
Нельзя отрицать, что многие люди, да и общество в целом, не готовы к жестким законам качественного образования, где нет лжи. Преподаватель качественно проводит занятия и предъявляет высокие требования к ученикам. Никто извне не вмешивается в отношения учителя и ученика. Родителям важно уйти от позиции обвинения учебного заведения, учителя, а вместо этого бороться за то, чтобы их ребенок получал качественное образование, и требовать этого от ответственных лиц.
Что означает некачественное образование? Прежде всего, это школа, которая не дает знаний, вуз, который не готовит специалистов, безграмотный учитель, недостойный преподаватель. Ученики, обучающиеся у таких педагогов, напрасно тратят свои годы. В обществе растет слой необразованных людей. В результате человек, не обладающий знаниями и не способный к мышлению, полуграмотный. Где бы он ни работал, он потянет вниз ту сферу, в которой находится.
Некачественное образование - это отсутствие будущего у страны, у нации. Такой народ не увидит просветления. Сегодня за чудом Китая, удивляющим весь мир, за японским мышлением, потенциалом Сингапура и просвещенностью Малайзии, в первую очередь, стоит качественное образование.
Качественное образование требует равного развития всех звеньев системы. Все механизмы должны работать согласованно. Иначе школа будет винить детский сад, вуз - школу. Вся система образования должна нести равную ответственность за качество.
В мире много стран, много народов. Но не все из них независимы и свободны. Если взглянуть на историю этих стран и народов, то видно, что они утратили свою независимость и свободу, оказавшись зависимыми от интеллектуального могущества других. Если посмотреть глубже, окажется, что в те времена они были далеки от просвещения. Роскошь и расточительство достигли апогея. Воспитание и образование молодежи оказалось в забвении. Люди стали интеллектуально ограничены. В результате они сами обрекли себя на рабство. Первый президент США Джордж Вашингтон сказал: «Только тогда, когда народ станет грамотным, образованным, овладеет ремеслами - одним словом, просвещенным - возможен прогресс».
Узбекистан ясно обозначил свою цель: страна и ее система образования ни на минуту не должна прекращать борьбу за достижение качественного образования. Соответственно, необходимо систематически внедрять такие принципы качественного образования, которые не уступают стандартам самых авторитетных и влиятельных стран мира.
XXII век считается веком интеллектуального богатства. В этом веке народы и страны с низким уровнем интеллекта окажутся в зависимости от тех, чей интеллектуальный потенциал высок. В этом вопросе природные богатства - ни подземные, ни наземные - уже не играют решающей роли. Существует мнение о том, что страны, богатые сырьем, поглощаются странами с более высоким уровнем интеллекта. Разум, знания и интеллект всего мира концентрируются в развитых странах. На этом пути развитые государства не жалеют никаких средств, продолжая стремительно развиваться, в то время как остальные плетутся позади.
Мы должны осознавать, что путь к тому самому интеллектуальному богатству, о котором мы говорим, лежит через качественное образование. Нация должна осознать, что без него нет ни света, ни развития.
Рустам ХАЛМУРАДОВ,
ректор Самаркандского государственного университета,
член Сената Олий Мажлиса.