Лимоны, которые покорили космос

В Самарканде, как и по всей республике, лимон давно перестал быть просто тропическим фруктом. Он стал частью повседневности, как чай в пиале или плов в чайхане. Зимой его желтые плоды светятся в теплицах и домашних оранжереях маленькими солнцами, напоминая, что даже в континентальном климате можно вырастить тропическое дерево. А знаете ли вы, как появился в Узбекистане лимон, кто первый его стал выращивать на нашей земле?

«Все оставляю людям земли моей» - такой была последняя фраза, сказанная во время моей видеосъемки Зайниддинходжой-ота Фахриддиновым (8 февраля 1922 г. - 11 августа 2000 г.), селекционером и помологом, основателем узбекской школы лимоноводства. Его по праву считают пионером лимоноводства в Центральной Азии, чьи разработки легли в основу технологий выращивания лимонов в условиях закрытого грунта и сложного климата. За свою деятельность он был удостоен звания Заслуженного агронома Узбекской ССР (1967 г.), стал почетным академиком Академии наук Узбекской ССР (1979 г.), народным академиком, а в народе его называли «отцом узбекских лимонов», побывавших в космосе.

Именно он создал в махалле «Ялангоч» Кибрайского района Ташкентской области первый в мире зимний сад - «Лимонарий», где радовали глаз посетителей более 150 видов экзотических растений со всего земного шара. Здесь были собраны, выращены и культивированы редчайшие сорта лимона и других цитрусовых культур. Это стало наглядным доказательством того, что на нашей благодатной земле дары природы способны цвести и плодоносить вопреки климатическим ограничениям. За десятилетия «Лимонарий» посетили тысячи людей, в том числе видные гости страны со всего мира.

Во время своего последнего приезда в Узбекистан космонавт Владимир Джанибеков на встрече с педагогическим и студенческим коллективами Ташкентского филиала Российского экономического университета им. Г. Плеханова, получив из моих рук два сорта лимона и копии фотографий, которых не было в его личном архиве, с доброй улыбкой подтвердил исторический факт пребывания узбекских лимонов на борту космического корабля. Он говорил о том, что отечественные лимоны не только вкусны, но и обладают лечебными свойствами, и признавался, что до сих пор отдает предпочтение именно им - как плодам, вобравшим в себя тепло нашего солнца и силу природы.

В книге почетных гостей лимонария сохранилась и запись космонавта Георгия Гречко: «Зайниддин-ака! Ваш разум, душа и сердце взрастили такое чудо на узбекской земле! В будущем, возможно, на Марсе зацветут яблони. Я уверен, что будут обязательно плодоносить и лимоны, взращенные вами!»

Впервые я увидела и прочитала о легендарном селекционере в далекие 70-е годы прошлого столетия. На одной из центральных улиц Ташкента был открыт первый в Узбекистане магазин «Цитрон», где шла бойкая продажа лимонов сортов «Ташкентский» и «Юбилейный». За прилавком - мужчина и женщина в белых халатах - увлеченно рассказывали о выращивании цитрусовых на узбекской земле, вручали листки с описанием полезных свойств этих удивительных плодов, словно открывая покупателям новую страницу отечественной флоры.

Сам Зайниддинходжа-ота вспоминал: «Когда я впервые увидел лимон, пытался представить, как растет это маленькое земное солнце. Взял в руки - весом с яблоко, разрезал, почувствовал тонкий аромат… Попробовал - сравнить было не с чем. И он увял, тот самый первый лимон в моем доме: рука не осмелилась резать дальше…»

1949 год, степь Ялангоч - «голая земля». Первые саженцы, привезенные из Грузии, тяжело переносили палящее солнце и морозные зимы. Молодые деревца съеживались, словно дети, непривычные к суровым условиям. Гибель каждого растения он переживал как личную утрату.

И все же, благодаря энтузиазму и вере в свои силы, он решил, что будет выращивать чудо у себя в махалле. Началась новая жизнь диковинного растения на узбекской земле под его пристальным вниманием и любовью к новой работе садовода.

 «Из 300 завезенных саженцев осталось меньше половины, - вспоминал он. - Я решил попробовать оживить их, но старожилы, садоводы, да и специалисты, сетовали, порой даже ругали меня: „Не наши это деревья, местные сразу приспосабливаются к климату, весна и лето – их рабочий год, а для этих пришлых гостей создавай климатическую обстановку, накладно это“. Зарычали бульдозеры, стали сравнивать траншеи, где пробовали прижиться гости из далекой Грузии. Всю ночь тогда не спал, домочадцы думали, что заболел. Решил наутро пойти в контору и просить председателя колхоза доверить мне все живые деревца, не платить за работу, пока не появятся плоды. Убедительно, слезливо просил: «Только не губите деревья!».

Советов не было - никто в республике тогда не имел опыта работы с цитрусовыми культурами. Приходилось полагаться на интуицию, терпение и любовь к земле предков. «Посади дерево», - напутствовал его отец, и эти слова стали внутренним ориентиром всей жизни.

Прошли десятилетия. Имя Зайниддина Фахриддинова зазвучало далеко за пределами страны. В 2011 году, находясь в составе делегации общества дружбы «Узбекистан - Грузия», я услышала слова представителей Национальной академии наук Грузии о том, что сегодня уже невозможно представить Узбекистан без цитрусовых садов, а первые сорта «Ташкентский» и «Юбилейный» навсегда вошли в историю агрономии.

Ученый бывал во многих странах, привозя семена и черенки растений, которые затем приживались в его теплицах. Частым гостем лимонария был и Владимир Джанибеков. Космонавт подолгу гулял среди тропических и субтропических культур - бананов, кокосов, мандаринов, апельсинов, жасмина, фейхоа, лавра, агавы. Лимонный аромат, как он шутил, заряжал его перед полетом. Именно тогда родилась идея экспериментов по выращиванию лимона в условиях невесомости. Были и случаи отправки плодов на борт станции в качестве натурального источника витаминов. Возвращенные ростки, побывавшие в космосе, стали для селекционера настоящим чудом и символом признания его труда.

Он был человеком непростого характера - принципиальным, прямым, порой резким, но одновременно душевным и внимательным к людям. В архивах - пресс-материалы, видеозаписи, фотографии, радиопередачи - сохранились его слова: «Мое богатство - в том, что я оставил после себя. А как распорядиться этим наследством - на совести тех, кто придет мне на смену».

Сегодня узбекские лимоны экспортируются в Европу, США и Японию. Первый урожай в регионе был получен в 1960 году. Через шесть лет был выведен сорт «Ташкентский», в 1970-м - «Юбилейный», на которые были получены патенты. В 1980 году в Кибрайском районе был заложен первый крупный лимонный сад площадью 50 гектаров, где ежегодно собирали тысячи тонн урожая.

В XXI веке отечественные сорта выращиваются по всему Узбекистану. По данным Национального комитета по статистике, в январе-ноябре 2025 года Узбекистан экспортировал в 11 зарубежных стран 3,8 тыс. тонн лимонов на сумму 5,4 млн. долларов. Объем экспорта увеличился на 764 тонны или 25 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Лимон стал не только сельскохозяйственной гордостью страны, но и частью ее культурного наследия. Зайниддинходжа-ота, родившийся в месяц рождения Алишера Навои, любил повторять его строки: «Вечен тот, чье имя будут помнить». И, пожалуй, эти слова точнее всего отражают судьбу человека, который действительно все оставил людям своей земли.

Флора ФАХРУТДИНОВА,

член Союза журналистов Узбекистана.

Фото из архива автора.

Факт

Черно-белый советский архивный фильм 1970 года сохранил рассказ академика Зайниддина Фахриддинова:

«Я вставал рано утром, брал целую или половинку лепешки, надевал старенькую черную телогрейку и работал до позднего вечера. В те времена никто не считался со мной. Все считали, что я занимаюсь бесполезным делом. И вот так на протяжении пяти лет я терпеливо работал за половину заработной платы, то есть за 1 рубль 25 копеек. Я мечтал и просил Аллаха лишь об одном – чтобы моя работа увенчалась успехом», - рассказывает академик из народа.

Для справки

Сорта, выращенные в Узбекистане

Сорт лимона «Мейер» - карликовый китайский лимон, высокоурожайный, начинает рано плодоносить. Его удобно выращивать в саду. Этот сорт лимона хорошо растет на плодородных землях с легкой почвой. Он может цвести и плодоносить в течение всего года при создании правильных условий. Этот сорт предпочитают из-за самоопыления, а его сеянцы начинают плодоносить со второго года. Плоды созревают в конце октября-начале ноября. Урожай собирают 2-3 раза за сезон.

Сорт лимона «Ташкент» создан в 1966 году ученым-селекционером З. Фахриддиновым. Цветет дважды в год (весной и осенью). Этот сорт урожайный, каждое дерево может дать до 350-400 плодов. С гектара можно собрать 80-120 тонн. Саженцы, выращенные из черенков, плодоносят через 2-3 года. Отличается от других сортов лимона тем, что шипы слабо развиты или их вообще нет. Сорт устойчив к холоду и жаре, основные ветки подмерзают при температуре -8-9°С. Ветви быстро восстанавливаются после заморозков, устойчивы к жаре, засухе, засоленности почвы и различным заболеваниям. Плоды созревают в октябре. Этот сорт включен в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан в 2015 и 2017 годах.

Сорт лимона «Юбилейный» также создан ученым-селекционером З. Фахриддиновым в 1970 году. По внешнему виду и характеристикам напоминает сорт «Пандероза». Самый крупный лимон с толстой кожицей. Из него получают эфирное масло, пектин и цукаты. Плоды в основном перерабатываются, но тепличные и домашние плоды можно есть уже через неделю после сбора. Сорт «Юбилейный» неприхотливое дерево, как большинство его сородичей. Плодоносит даже в условиях недостаточной влажности воздуха и почвы. Популярен среди начинающих лимоноводов. Внесен в Государственный реестр сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан в 2015 и 2017 годах.