Географические указания: как защитить репутацию товара?
Что такое самаркандская лепешка? По каким критериям или стандартам ее можно выделить среди других хлебобулочных изделий? Как, в конце концов, несамаркандцу понять, что перед ним та самая лепешка, которую веками пекут в Самарканде? Оказывается, ответить на эти вопросы не так просто, как и определить «достоверность» отечественного продукта, имеющего солидную репутацию. Разобраться в этих тонкостях помогает Закон РУз «О географических указаниях», принятый в прошлом году, но для большинства населения, увы, оставшийся незамеченным. А зря!
Как выяснилось, именно этот закон способен существенно поменять подходы к идентификации и популяризации национального продукта, будь то результат сельскохозяйственной деятельности, ремесленничества или пищевой промышленности. Более того – защитить его от фальсификации! Ведь не секрет, что та же самая самаркандская лепешка, которую частенько продают где-нибудь на Брайтон-бич или в Подмосковье, совсем не самаркандская ни по виду, ни по содержанию, ни, естественно, по вкусу. Забугорному продавцу раскрученного национального продукта всё равно, главное, чтобы он худо-бедно продавался, а вот сам «бренд» или, правильнее сказать, «географическое указание» репутацию свою теряет. Если же сделать всё по закону, то производителя и продавца суррогата можно призвать к ответу и даже заставить возместить ущерб за использование чужой интеллектуальной собственности.
Обо всем этом и многих других нюансах было рассказано на региональном тренинге для представителей турбизнеса и предпринимателей по проекту Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО) и Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан «Укрепление устойчивых продовольственных систем с помощью географических указаний».
- Географические указания в Узбекистане – это, в первую очередь, новый и эффективный инструмент для развития сельских районов, популяризации новых туристических маршрутов, - считает национальный эксперт по географическим указаниям Сергей Данилов. – Но здесь важно уяснить, что географические указания и наименования географических объектов – это разные понятия. Географическое указание – это право интеллектуальной собственности, которое служит для идентификации продукта, происходящего из определенного географического района. Этот продукт обладает качеством, репутацией или другими характеристиками, связанными с географическим происхождением. Например, к географическим указаниям относят сегодня Сыр Рокфор (Франция), Пахлаву Антеп/Газиантеп (Турция), Текилу (Мексика), Башкирский мед (Россия) и многие другие хорошо известные всем товары. Сообщества, получившие сертификат о регистрации данных географических указаний, защищены от мошенничества, неправомерного использования или имитации данных товаров. Выигрывает и потребитель, получая качественный продукт.
По словам главного консультанта Агентства по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции РУз, эксперта отдела по географическим указаниям Бобурхона Аббасова, Закон «О географических указаниях» дает важные понятия о том, что такое географические указания, какие процедуры необходимо пройти при регистрации, кто имеет право подать заявление и так далее. Однако, в отличие от Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», принятого в 2001 году, он расширяет возможности производителей. Так, на территории указанного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик. Взять, к примеру, производство Риштанской керамики, где существенным фактором является глина. Производитель из, допустим, Самарканда или Ташкента может использовать сырье из Риштана, но изготавливать по зарегистрированной в реестре географического указания технологии, находясь по месту своего проживания.
- Географическое указание может быть зарегистрировано по заявке нескольких юридических или физических лиц, находящихся в данном географическом объекте, название которого используется для обозначения производимого ими товара, - поясняет Б. Аббасов. - Заявка на регистрацию может быть подана хокимиятом, негосударственной некоммерческой организацией, созданной в форме ассоциации, уполномоченной представлять интересы юридических и (или) физических лиц. Кстати, это прекрасная возможность для возрождения профессиональных гильдий.
На сегодняшний день у нас зарегистрированы четыре географических указания – Кокандские ножи, Маргиланский атлас, Маргиланский адрас и Зааминский тандиргушт. Но национальных товаров в Узбекистане намного больше. Это подтвердила и международный эксперт по географическим указаниям Сертак Докузлу, которая в настоящее время ездит по Узбекистану и разъясняет специфику процедуры производителям национального продукта. Так ждут своей очереди джиззакская сомса и бухарский шурданак, не говоря уже о самаркандских лепешках, инжире, калапоче, навате, горохе, гуропе, мусалласе и прочем. И производителям нужно поторопиться с регистрацией географических указаний, чтобы потом не было нарушений прав интеллектуальной собственности и всякого рода недоразумений.
Анастасия ПАВЛЕНКО.