Из Владивостока в Самарканд - с любовью и Булгаковым

Приморский краевой академический драматический театр им. М. Горького из Владивостока отправился в большое гастрольное путешествие по Узбекистану. И это не просто гастроли, а самый настоящий культурный мост длиной в 10 000 километров. Позади у театра столичный концертный зал «Туркестон» и ташкентские благодарные зрители, а с прошлой субботы «горьковцы» дарят праздник культуры и искусства зрителю самаркандскому.
Театр с 95-летней историей впервые за почти 40 лет вновь ступил на узбекскую сцену. И сделал это эффектно - с масштабными декорациями (пять грузовых фур), поющей исключительно вживую труппой, балетом и лучшими постановками, в которых живет и дышит театральная Россия.
С фурором и при аншлаге уже прошли бродвейская классика «В джазе только девушки», мистический шедевр «Мастер и Маргарита» и музыкальный спектакль «с характером» «Не Сильва, не оперетта». Впереди - лиричная ретро-постановка «Небесный тихоход. Мотивы», пронзительная музыкальная драма «По морозу босиком…» и еще раз Булгаков.
Перед открытием гастролей в Самарканде удалось пообщаться с художественным руководителем театра, Народным артистом РФ, лауреатом Премии «Золотая маска» Ефимом Семеновичем Звеняцким, актрисами Валерией Запорожец и Наталией Овчинниковой.
- Когда труппу встречали в Самарканде, актеры были тронуты до слез: нас буквально завалили подарками - халатами, платками, посудой, сувенирами, - начал беседу Ефим Семенович. - Придется покупать чемодан, чтобы все увезти, - пошутил он. – Мы благодарны такому радушию и покажем свои лучшие спектакли. Среди них тема Великой Отечественной войны. Я не могу пройти мимо этой темы, как человек, как театральный деятель.
В эпоху цифровых технологий, стриминговых платформ и гиперреальности театр продолжает оставаться живым организмом. О силе сцены, сложностях образа Маргариты и восприятии классики мы узнали из беседы с Валерией Запорожец - актрисой, тринадцатый сезон служащей в театре.
- Как говорила замечательная Галина Волчек: интернет - это интернет, а театр - это театр, и он никогда не заменит живого присутствия, обмена, вибрации зала, - начала актриса, отвечая на вопрос о будущем театра. - Несмотря на развитие цифровых форматов, живое искусство не исчезнет. Я работаю в театре уже 13 лет - время, за которое жанры сменялись, мода трансформировалась, а сцена оставалась постоянной величиной. Мы играем и Сильву, и Русланову, и Маргариту, и заключенных по этапу в балетной пластике. Иногда главная роль, иногда массовка. Но это нормально. Это - театр. И это дает телу форму, а душе - движение.
Одной из ключевых ролей актрисы стала Маргарита в спектакле по знаменитому роману Булгакова. Подготовка к постановке совпала с пандемией: спектакль репетировали почти год, с паузами и перерывами, но работа над ролью не останавливалась.
- Перед репетициями мы много слушали разборов романа, особенно сильное впечатление произвел богословский анализ - совсем другой взгляд, - продолжает Валерия. - Там прямо по символам, по деталям. И вдруг начинаешь понимать: финал не такой уж счастливый. Мастер и Маргарита не освободились, а оказались, грубо говоря, в чистилище.
Такой подход изменил не только понимание текста, но и саму трактовку персонажа. Роль Маргариты сложна, противоречива, и актриса признается: «Мне близка ее внутренняя энергия, но я бы, наверное, не пошла за таким мужчиной, как Мастер. Он мне совсем не импонирует».
Любопытно, что партнер по сцене в этом спектакле - ее муж, Валентин Запорожец, как раз играет Мастера. Таким образом личный и профессиональный диалог продолжился на сцене, что добавило драматизма и глубины игре.
Особое внимание в интервью с Е. Звеняцким уделено актрисе Наталье Овчинниковой: "Она первая актриса, которая поет все: и Русланову, и Эдит Пиаф, и в "Джазе только девушки". Таких голосов не делают. И мы ее бережем". В тяжелых климатических условиях гастролей и плотном графике она остается голосом театра.
Худрук говорит прямо: "Работать в театре - значит служить. Есть главные роли, второстепенные, массовка. Но каждый важен. И не все могут играть первые роли - не потому, что нельзя, а потому что это ответственность".
Ефим Семенович не боится делиться правдой о финансах, о кризисе меценатства, о завышенных ценах на шоу и падении культуры благотворительности: "Меценатов нет. Те, кто были, теперь любят деньги. А театр проходит мимо".
Говоря о притоке молодой аудитории, он упоминает "Пушкинскую карту" и региональную "Арсеневскую карту" - инициативы, которые позволяют подросткам и молодежи, студентам бесплатно или по сниженной цене посещать театр: "Это очень важно. Это привлекает. Молодежь идет, и мы это видим". Кстати, замечательная инициатива, которую можно было внедрить и в нашей стране.
Поездка в Узбекистан стала третьей в истории театра во Владивостоке: первая состоялась в 1973 году, вторая - в 1987-м. Сегодняшнее возвращение стало возможным благодаря поддержке губернатора Приморского края Олега Кожемяко. "Спонсоров нет. Все оплачивает администрация края. Это 45 миллионов рублей. Очень большие деньги", - отметил Е. Звеняцкий.
Напомню, что в ноябре прошлого года в Самаркандской области состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Узбекистана Олимжона Абдуллаева с губернатором Приморского края О. Кожемяко. Стороны обсудили перспективы дальнейшего расширения регионального сотрудничества между регионами. Диалог охватил широкий круг вопросов, касающихся двустороннего взаимодействия, включая социально-экономическое партнерство и привлечения трудовых мигрантов из Узбекистана. Первым результатом диалога стали запуск прямого авиарейса Самарканд-Владивосток и проходящие гастроли известного в Приморье театра. Следующим шагом будут ответные гастроли самаркандских театралов во Владивосток. Об этом упомянул на открытии мероприятия заместитель хокима области Рустам Кобилов.
Да, приезд к нам театра из Владивостока - это не просто гастроли. Это диалог культур, это движение идей, это путь длиной в 10 000 километров, пройденный ради обмена чувствами и мыслями. И радует, что театр жив, пока есть такие люди, такие поступки, пока аплодирует зритель.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.