Членство в ВТО: дань моде или объективная необходимость?

В чём главная суть функционирования Всемирной торговой организации? В этих условиях нам предстоит найти ответ на такой вопрос: Готова ли наша страна войти в состав 164 стран мира, являющихся членами этого международного форума? Много ли выиграет маленькая по экономическим масштабам страна, вступив в эту организацию, оказавшись в одной лодке с мировыми державами? Прежде чем ответить на эти вопросы, очень важно определить, какими стартовыми условиями располагает наша страна и какие усилия предстоит предпринять для того, чтобы остальные участницы организации проголосовали за вступление Узбекистана в ВТО?
Всемирная Торговая Организация (ВТО) после окончания Второй Мировой войны была создана для регулирования отношений в сфере международной торговли. Страны-участницы ВТО должны были соблюдать некие правила игры, в основе которых лежит отказ от проведения политики протекционизма, возведения барьеров на пути продвижения товаров путём установления необоснованно высоких таможенных тарифов. Но не секрет, что нарушения договорных обязательств, споры и несоблюдение элементарных принципов сотрудничества между различными странами продолжаются по сей день. Сегодня мы не можем сказать, что полностью преодолены экономические разногласия между такими великими державами, как США и Китай, получившие название “торговой войны”. В таких случаях бессильной оказывается даже ВТО. Не так давно мы были свидетелями серьёзных торговых разногласий между Кыргызстаном и Казахстаном, Россией и Беларусью. Поэтому ВТО – это не гарантия успешной торговли на мировых рынках.
Позволю также напомнить, что судьба экономического развития той или иной страны зависит от воли и желания её народа за счёт собственных усилий достигать благоденствия, от его умения раскрывать имеющийся производственный потенциал через эффективность экономики. Непременным условием достижения этой цели является выдвижение на первый план обоснованного принципа развития с опорой на науку и образование. К примеру, Сингапур, Чили, Южная Корея или Вьетнам достигли нынешних вершин развития отнюдь не из-за того, что ставили во главу угла вступление в состав тех или иных международных организаций. И наоборот. Наши ближайшие соседи - Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан - многие годы являются членами ВТО. Но сказать, что такой статус послужил благополучию и процветанию народов этих стран, никто не может.
Преграды на пути в ВТО
На сегодняшний день при численности населения чуть более 35 миллионов человек, ВВП Узбекистана на душу населения едва превышает 1 700 долларов США. Доля промышленного производства в общем объёме приблизилась к 40 процентам, но из этого объёма доля потребительских товаров составляет лишь одну треть. Это значит, что на душу населения таких товаров за год производится на 300 долларов США. Много это или мало?
Если предположить, что усилиями правительства в ближайшие годы среднегодовой денежный доход на одного жителя страны достигнет тысячи долларов, то без расширения производства потребительских товаров, промтоварами отечественного производства их удастся покрыть всего на 30 процентов. На сегодняшний день промышленной переработке подвергается не более 10 процентов мяса, молока, овощей и фруктов. На 35 млн. человек Узбекистан производит около 16 млн. пар обуви. При ВВП в размере 60 млрд. долларов, которого за последние годы удалось достичь благодаря стремительному нарастанию внешних заимствований, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса сохраняется на уровне 6 млрд. долларов США.
При таком положении дел кому-то может показаться, что вступление в ВТО может ускорить экономическое развитие и помочь в достижении сбалансированности в развитии внешней торговли. Но не всё так просто.
В первую очередь, внутреннее законодательство нужно привести в соответствие с требованиями данной организации. Кроме того, необходимо осуществить меры, связанные с логистикой, сертификацией продукции, созданием стройной цепочки оптовых и розничных звеньев торговли, условий для свободной конкуренции, статистической отчётностью, упорядочением денежного обращения и многое другое. За приём новой страны должны проголосовать все участницы организации. Как видно, процесс подготовки может продлиться ещё долгие годы, так как за последние 5 лет в этом направлении удалось сделать не так уж и много.
Учитывая сложную демографическую ситуацию, связанную со стремительным ростом населения страны и низким уровнем его обеспеченности потребительскими товарами, первые пять, а может быть и десять лет придётся усиленно заниматься насыщением ими внутреннего рынка. Их продвижение на внешние рынки, за исключением продукции отдельных отраслей, придётся на некоторое время отложить.
Очень сложно добиться также масштабных поставок на экспорт электробытовой техники, так как мы сами серьёзно отстаём по уровню обеспеченности ею наших молодых семей. За год регистрируется около 300 тысяч новых браков, при этом продажа телевизоров, холодильников и другой бытовой техники не достигает и 80 тысяч единиц. К тому же для того, чтобы быть конкурентоспособными в этом направлении, нужно располагать собственной базой по производству тонколистовой стали, красителей, электронных комплектующих, древесины.
Если приложить определённые усилия, можно добиться весомых результатов в экспорте хлопчатобумажных и шёлковых тканей, готовых швейных и трикотажных изделий. Но для этого нужно отказаться от создания текстильных кластеров в ручном режиме, внедрить сюда ту систему кластеризации, которая прошла испытание в странах, где господствуют доведённые до совершенства рыночные отношения. Следует подчеркнуть, что успеху на этом поприще будет способствовать не членство в ВТО, а, скорее, умение наладить производство отвечающей мировым стандартам продукции, способной конкурировать с товарами, которые производят компании Китая, Турции и Бангладеш. Непременным условием для достижения успеха здесь является освоение широкого ассортимента нижнего и верхнего белья, чулочно-носочных изделий, спортивной и джинсовой одежды.
Маркетинговые исследования в дальнейшем должны быть направлены на освоение принципиально новых товаров, потребность в которых возросла или вновь возникла под воздействием пандемии. Наряду с увеличением производства медицинской ваты, других медицинских и гигиенических товаров, особое внимание следует уделить увеличению производства продовольственных товаров, способствующих усилению иммунной системы человека. Для этого нужно досконально разобраться в причинах того, почему на протяжении ряда лет не удаётся достичь коренных изменений в деле экспорта овощей, фруктов и винограда как в свежем, так и переработанном виде. Согласно официальной статистике, мы их производим в несколько раз больше, чем предусмотрено нормами потребления, но при этом на экспорт направляется только одна десятая выращиваемой продукции.
Наряду с этим, инвестиционная деятельность должна быть перенаправлена на создание цепочки добавленной стоимости путём более глубокой переработки драгоценных и цветных металлов, в частности на производство ювелирных украшений, медной посуды, комплектующих изделий для электробытовой, сельскохозяйственной и строительной техники. Если не удастся экспортировать электробытовую технику целиком, то можно восполнить его освоением медных трубок для холодильников, электрических кабелей и проводов.
Кстати, в ближайшие пять лет не придётся загонять себя в рамки правил ВТО, так как весь прирост от производства экспортоориентированных товаров будет поглощаться межправительственными соглашениями, заключёнными в ходе государственных визитов. За этот период максимальный ежегодный прирост ВВП может составить 4 млрд. долларов, из которого не менее двух третей будет направлена на насыщение внутреннего рынка. Мы в этом уверены, так как все усилия правительства направлены на то, чтобы на деле увеличить доходы как учителей и врачей, так и населения страны в целом. И для того, чтобы инфляция не разыгралась с новой силой, возрастающие доходы населения должны быть обеспечены дополнительными объёмами товаров и услуг.
Что делать?
Возникает следующий вопрос: что нужно сделать, чтобы повысить уровень конкурентоспособности товаров отечественного производства?
Во-первых, в корне следует изменить отношение к подготовке специалистов как для промышленности, так и иных сфер экономики. Трудно сказать, какой вуз готовит инженеров-технологов, инженеров- конструкторов, электронщиков и какой техникум наладчиков, инструментальщиков, энергетиков, лаборантов для предприятий машиностроения и металлообработки. Основу подготовки таких кадров должны составить портфели заказов ассоциаций товаропроизводителей. Не решив данную проблему, нельзя даже в среднесрочной перспективе надеяться на освоение технически сложных товаров с высокой долей добавленной стоимости.
Во-вторых, нужно, чтобы такие показатели, как рентабельность, удельное энергопотребление и снижение материалоёмкости стали основными критериями оценки эффективности промышленного производства.
В-третьих, давно пора отказаться от принципа количественного подхода к созданию новых промышленных предприятий, добиться концентрации действующих производств путём расширения кооперационных связей и вывода их на проектные производственные мощности, совершенствовать систему корпоративного управления.
В-четвёртых, нужно принять неотложные меры по снижению уровня закредитованности предприятий, ставшей основной причиной низкой эффективности экономической деятельности в Узбекистане. При этом сделать уклон на создание акционерных обществ открытого типа путём широкого привлечения денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами.
В-пятых, совершенствовать хозяйственный механизм, в том числе налоговую и кредитную системы в направлении стимулирования производства потребительских товаров и насыщения ими внутреннего рынка. Тогда у наших сограждан будет больше разнообразия в выборе товаров. Результативность перемен, главной целью которых является обеспечение занятости населения, во многом также зависит от того, как скоро удастся воспитать у населения чувство патриотического отношения к товарам отечественного производства.
В заключение хочется отметить, что 164 страны неспроста сделали выбор в пользу участия в ВТО. Но для нашей страны объективная возможность для этого шага возникнет тогда, когда экономика будет диверсифицирована в сторону преобладания потребительских товаров, когда за счёт собственного производства будет удовлетворяться хотя бы половина совокупного спроса населения.
Илхом ВАФАЕВ.