Чайхана: вчера и сегодня…
С давних времен неотъемлемой и очень важной частью всего уклада жизни на Востоке является наличие специфизического, выражаясь современным языком, заведения системы общественного питания - чайханы.
«Чай не пьешь - откуда силы берешь?» - говорит народ. В этой поговорке заложен глубокий смысл. Приятно зайти в чайхану после того, когда человек, к примеру, набегался за справками в коммунальных конторах, понервничал доказывая, что нет долга за свет и газ. В чайхане все способствует быстрому снятию стрессов. Однако современная чайхана намного отличается от чайханы, которая существовала 80-100 лет назад.
В повести «Озорник» классик узбекской литературы Гафур Гулям так описывает дореволюционную чайхану: «В большой чайхане Ильхама - чайханщика, что стоит как раз на повороте от молочного ряда в махалле «Махкама», играет граммофон, без умолку звучат макомы, ялла, кушики в исполнении Туйчи-хафиза, Хамракула-коры, Ходжи–Абдулазиза или ферганских певиц. Тут проводят свободное время байские сыновья из торговых рядов. Они собираются вокруг дастархана, посреди которого на большое медном подносе разложены сахар, миндаль, фисташки, нишалда, оби-нон и ширмой-нон, стоит в посуде варенье, а зачастую красуется и коньяк в соломенных плетенках с изображением ласточки...
Чайханщик - худощавый, по прозвищу Асра - лысый, в легком халате нараспашку, подпоясанном голубым шелковым платком. Через плечо перекинут другой платок, кисейный, в горошек, на ногах-кожаные кавуши. Стоит кому-нибудь из гостей крикнуть: «Асра!» или «Лысый!» - он уже тут:
- Что угодно, мулла - ака, чай или чилим?».
- В наши дни чайхана, конечно, изменила свой вид, - говорит в беседе с нами чайханщик с 50-летним стажем, из махалли «Мехржон» города Каттакургана Абдухалим-бобо. - В последние годы появились столовые-чайханы, кафе - чайханы, рестораны - чайханы, но, честно говоря, зачастую это просто точки общественного питания, не имеющие ничего общего с обычными махаллинскими чайханами, кроме названия да айванов, устланных коврами и паласами. В махаллях сегодня насчитывается несколько десятков чайхан, построенных силами самих жителей в старом традиционном стиле и из местных строительных материалов.
Махаллинская чайхана отличается распорядком своей работы от всех прочих: она открыта с утра до позднего вечера. Особенно многолюдно в чайхане бывает в обеденный перерыв и вечером после работы. Здесь редко бывают пришлые посетители. Все знают друг друга.
Весьма своеобразен ритуал подачи чая: сначала чай пьет из своей пиалы тот, кто разливает его, а затем он начинает разливать чай другим. Чай наливают «с уважением», то есть наполняют пиалу наполовину, чтобы не дать гостю обжечься.
Вкус заваренного чая во многом зависит от чайханщика. Вообще чайханщик является очень важной фигурой. Это не просто хозяин, это друг. С ним всегда советуются, как привести какое-либо мероприятие в чайхане. В махаллинской чайхане по-прежнему обсуждают самые разные вопросы, здесь нередко формируется общественное мнение. Можно услышать и последние новости из жизни махалли: кто-то купил машину или собирается купить, у кого-то сын или внук родился, к кому-то родственники приехали, кто-то в доме затеял большой ремонт, у кого-то в семье непорядок, или по службе неприятности, у кого-то сын или дочь поступили в институт.
Словом, говорят тут и о политике, и просто о жизни, советуются друг с другом по самым будничным вопросам. И сегодня чайхана держит свои позиции, невзирая на развитие информационных технологий в виде интернета.
Абдуазиз ХАШИМОВ.