Большая беда начинается с малого – с равнодушия…

В последние месяцы наш регион буквально штормит от сводок уголовных новостей и решений уголовных судов по немыслимым преступлениям. В то же время в махаллях с участием представителей госорганов проходят благополучные отчетные собрания и готовятся к очередным выборам, в ЗАГС и Бюро принудительного исполнения по-прежнему пытаются примирить семьи, где царит насилие и которые были созданы по принуждению и для соблюдения условностей, в школах действует абсолютный запрет на «вынос сора из избы». Возмущаются и негодуют, выплескивая накопившейся негатив, только в социальных сетях. Но что могут отдельно взятые люди, которые сами нередко в сложных ситуациях молчат от бессилия что-либо изменить?

Напомню последние новости, о которых наша газета не писала.

В массиве «Корасув» в пункте сбора отходов было обнаружено тело недоношенной новорожденной девочки, сообщал телеканал Sevimli. Сотрудница управления благоустройства нашла ребенка 7 января этого года около 7:30 за зданием махаллинского комитета «Обод маскан». Она рассказала, что у недоношенной девочки были травмы головы и конечностей…

Вечером 13 января с девятого этажа выбросилась девочка 2010 года рождения. Трагический инцидент произошел на территории махалли «Бахор» г. Самарканда. Девочка училась в восьмом классе школы №29…

24 января 2025 г. суд в Самарканде вынес приговор мужчине, обвиненному в убийстве своей 42-летней знакомой. Ранее он уже был судим за умышленное убийство. По данным следствия, в день преступления мужчина находился в нетрезвом состоянии, он встретил знакомую и предложил ей вместе выпить. Позже между ними произошла ссора, в ходе которой преступник схватил нож и нанес женщине несколько ударов в грудь и спину. Тело женщины он отнес на обочину дороги возле своего дома…

10 февраля в Самаркандской области 27-летняя женщина скончалась спустя 23 дня после жестокого избиения мужем. Об этом писал Интернет-проект Немолчи.uz. Родные утверждали, что она не могла обратиться за помощью вовремя, а местные органы проигнорировали ситуацию…

13 февраля жительницу Самаркандской области приговорили к 12 годам лишения свободы за умышленное убийство мужа-алкоголика и попытку скрыть следы преступления. Уголовное дело в отношении 55-летней женщины рассматривалось в Кошрабадском районном суде по уголовным делам, сообщал пресс-секретарь Верховного суда Узбекистана Азиз Абидов. В ходе следствия выяснилось, что причиной поступка женщины стало пьянство мужа, который нигде не работал и не заботился о семье. На этой почве между супругами не прекращались конфликты…

17 февраля вышла новость о том, что судили 48-летнюю женщину из Нарпайского района. Ранее лишенная родительских прав и оставившая своих детей в детском доме, через месяц после свадьбы она задушила свою невестку проводом, а затем ударила ее ножницами и ножом. Свекровь пыталась скрыться, но была задержана. Кошрабадский районный суд по уголовным делам приговорил ее к 13 годам лишения свободы за убийство с особой жестокостью…

Когда я читаю о таких случаях, то первое чувство, которое возникает, - оторопь от происходящего ужаса. Никак не ожидаешь от живущих твоих современников подобной дикости, свойственной темным и невежественным векам. А потом я начинаю задумываться над вопросами: а как становятся насильниками и убийцами? В какой семье, в каком окружении должен расти человек, чтобы стать жестоким и агрессивным, и, подобно бешеному зверю, хвататься за нож и убивать, если задета его эго-система? Ведь это же должна быть сплошная атмосфера ненависти и бесчеловечности, которую впитывают еще внутриутробно, с грудным молоком, с малых и юных лет? Значит, у этих убийц никогда в жизни не было встречи с истинным добром - не лицемерным, которое дашь за дашь, корысти ради, а настоящим, просто потому, что ты есть, а у кого-то есть потребность это добро делать? Или это подсознательная месть обществу за невнимание и своеобразный жест отчаяния, как в случае убийства женой мужа-алкоголика?..

Каждый приведенный мною факт требует детального, скрупулезного разбора, обсуждения психологов, социологов, педагогов, их выступления в средствах массовой информации, принятия каких-то программ действий. Но убийственная тишина вводит в ступор. Да, следственные и судебные органы отчасти выполнили свою работу, но только отчасти. Например, широкая общественность не в курсе, что произошло с матерью новорожденной на «Корасув», жива ли она, кто отец ребенка, почему молодая женщина не отнесла младенца в дом малютки, а выбросила на помойку. Тут же встал бы вопрос о бэби-боксах - специально оборудованных местах, где человек может анонимно оставить ребенка и не будет при этом преследоваться правоохранительными органами. Ведь кому-то Всевышний дарит дите, а глупые, запутавшиеся создания этот дар не принимают, а малыш может быть усыновлен счастливой семьей.

Лично мне больно было слышать о несчастной девочке из восьмого класса, которая не нашла другого выхода из сложной психологической ситуации, как выброситься с многоэтажки. Там уйма вопросов, но никакого разбирательства в школе, где она училась, никаких воспитательных часов на эту тему в образовательных учреждениях города и области, доверительных (а не для галочки) бесед с девочками-подростками, среди которых, может, и сейчас есть те, кому невмоготу терпеть буллинг сверстников или домочадцев, и вот-вот готовится очередной шаг отчаяния. Отчаяния из-за понимания собственного бессилия и ненужности. А в это время школьные психологи заняты заполнением бесконечных и бесполезных отчетов, учителя смотрят с опаской на администрацию, - как бы не выгнали или не усложнили жизнь, а родители…

Замусоленные клише – благополучная и неблагополучная семья. А что подразумевается под этими фразами? Все ли нюансы учитываются в определениях тем же махаллинским комитетом, от которого столько всего зависит сейчас?

Бывает, что человек растет с виду в благополучной семье. "С виду", потому что наличие папы и мамы, обставленного мебелью и техникой дома, машины-двух, полного снедью холодильника и одеждой шифоньера, еще не признак благополучия, увы. В погоне за материальным благом нередко забывают о том, что делает нас людьми – внутренней, духовной составляющей, которую нельзя потрогать руками, но которой может не хватать. В «благополучной» семье могут десятилетиями тихо ненавидеть друг друга: родители живут вместе, потому что боятся осуждения родни и махалли, потому что выгодно, а когда никто не видит, жестоко скандалят при детях. И, бывает, не только скандалят, но и бьют, истязают морально и физически. И что вырастает потом из таких детей, взращенных в атмосфере ненависти, которые с детства познали азбуку лицемерия, а главное, что в жизни, как в животном мире, – это сила. И отнюдь не сила духа и воли, увы, а грубая и бессмысленная сила власти и денег.

Известный всему миру народный артист России, художественный руководитель Театра кошек Юрий Куклачев недавно дал интервью, в котором произнес такой монолог: "Слова «дружба», «честь», «совесть»... Представляете, нас воспитывали на таких вот афирмациях. А сейчас идешь по улице и читаешь: "Бери от жизни все!". Как мы это потеряли? Очень просто. Предательство. Один предатель может уничтожить целую армию. В девяностые годы один предатель сказал: "Вы знаете, надо убрать из образования слово воспитание. Пусть родители занимаются воспитанием, а в школе мы должны давать только знания. Нам нужен потребитель. Всё". Понимаете, это предательство! Потом спохватились. Поняли, что без воспитания-то никуда... Вспомнили слова Менделеева: "Образование без воспитания - то же самое, что меч в руках сумасшедшего". Этак мы воспитать можем бессердечного, бездушного, хладнокровного, бессовестного человека".

И чрезвычайно жестокого, добавлю я. Воспитание человека – это не просто нудные речи, а всегда пример собственный. Воспитание личности – не только удел родителей, семьи, но, в первую очередь, общества, той же школы. Равнодушие педагога к проблемам своих учеников не способствует воспитанию в них людей отзывчивых, с понятиями «совесть», «милосердие», «благородство». Равнодушие председателя махаллинского комитета к проблемам жителей махалли никак не поможет сделать ее благополучной. Да, можно потом наказывать по всей строгости закона человека за убийство и насилие, хотя, к сожалению, не всегда правоохранительные органы в состоянии найти виновного и доказать его вину. Можно ругать и осуждать свекровь, убившую невестку, парня, избившего до смерти жену. Но оградит ли осуждение в соцсетях безымянных (зачастую безымянных) убийц от повторения подобного в семье, где равнодушие стало гарантом спокойной жизни, где пнуть собаку или кошку считается нормой, а оскорбить и унизить – достоинством и признаком «крутости»? Не думаю. А как считаете вы, дорогие читатели?

Анастасия ПАВЛЕНКО.