Защитить детей от насилия

Этот вопрос стал ключевым для научной статьи старшего инспектора группы правовой статистики ОВД Самаркандского района, майора Зульфии Юлдашевой. В этом году в международных научных изданиях она опубликовала четыре статьи, посвященные защите детей от насилия, педофилии и жестокого обращения в семье.

По словам автора, на выбор тематики научных статей повлияли последние трагические события, произошедшие в Самарканде, последнее из которых связано с убийством троих детей. Был еще случай, когда мать сбросила в канал Даргом своих троих несовершеннолетних детей. В результате погиб ребенок, двое чудом остались живы.

- Подобные факты жестокости заставляют задуматься каждого, ведь я тоже мать троих детей, - говорит майор Зульфия Юлдашева. – В своих статьях я пытаюсь увидеть причины такого поведения в отношении детей и найти решение. Все эти трагические факты, несомненно, свидетельствуют о социальных, экономических, психологических проблемах в семьях, на которые нужно обращать внимание. Требуются службы на местах, которые вовремя могли бы помочь семьям в трудной жизненной ситуации.

В научных статьях каждый такой случай исследован детально, также изучена имеющаяся законодательная база, которую необходимо ужесточать.

Службу в органах внутренних дел Зульфия Юлдашева начала в 2011 году сразу после окончания Академии МВД РУз. Десять лет проработала следователем в УКД ОВД г. Самарканда. В 2021 году перевелась на должность старшего инспектора группы правовой статистики ОВД Самаркандского района.

- Мой ежедневный труд – это сбор информации о криминальной обстановке, об административных правонарушениях, преступности в районе и проведение анализа, - говорит наша собеседница. – Анализируя статистику, я пришла к выводу, что насилие над детьми, особенно сексуальное, педофилия, растут с каждым годом.

Анализ показал, что в случаях насилия многие преступники избегают ответственности, а жертвы преступлений подвергаются вторичной атаке. Например, если в отношении женщины или ребенка был акт сексуального насилия, зачастую рассматриваются версии того, что они же и были виноваты, спровоцировали преступника. В этом отношении правовая реформа должна обеспечить эффективную защиту.

В эти дни Зульфия Юлдашева работает над научной статьей, посвященной борьбе с кибербуллингом и другими формами онлайн-насилия с участием детей.

- Данная тема пока новая в нашей стране, но быстро набирает обороты, - продолжает диалог Зульфия. –  В Ферганской долине был зафиксирован факт кибербуллинга в отношении девочки. В своей научной статье я планирую изучить вопрос правовой защиты ребенка, ведь нередко насильник остается безнаказанным из-за отсутствия у нас IT-специалистов, умеющих найти преступника по IP-адресу.

В продвижении прав детей и женщин за последнее десятилетие в Узбекистане наблюдается прогресс. Об этом свидетельствует и рост заявлений и привлечение к уголовной ответственности преступников. За последние четыре года в Узбекистане вынесли в два раза больше приговоров за сексуальные преступления против детей. Если в 2019 году количество вынесенных приговоров составляло 151, то в минувшем году эта цифра удвоилась - 311.

- В своей научной работе я хочу затронуть проблему отсутствия психотерапевта в ходе следственных действий c участием несовершеннолетних, - заключает майор. – Этот специалист необходим потому, что несовершеннолетние не всегда способны осознавать все события, они обращают внимание лишь на то, что им интересно, они могут путаться в показаниях, непоследовательно отвечать на вопросы. В отличие от психолога, психотерапевт выявляет внутренние конфликты и ищет пути решения психологических проблем пациента. Как любой врач, он может назначать лекарства, проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания. Возможно, исключая все эти недостатки, мы сможем снизить уровень насилия в отношении детей и защитить их права.

Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.