Забытая церковь Святителя Николая
120 лет назад на привокзальной площади Самарканда было построено небольшое, но капитальное здание из жженого кирпича, которое и поныне стоит по адресу Беруни, дом № 1. Мимо него проходят сотни, а порой, и тысячи горожан, не зная, что когда-то это была церковь Святителя Николая – покровителя всех путешествующих.
Многие считают, что это здание бывшего кинотеатра «Молодая гвардия», функционировавшего в 60-80-е годы прошлого века. Но, если вглядеться в него повнимательней, в кирпичной кладке стен на фасадах можно разглядеть остатки сбитых крестов, некогда украшавших старое здание церкви и указывавших на его культовую принадлежность. На фасаде здания имеется табличка, гласящая, что оно находится под охраной государства как объект культурного наследия.
Облик храма сильно изменился в 1924 году, когда с него убрали купол с крестом и позже разобрали колокольню. По прошествии десятилетий в городе почти не осталось людей, знающих историю Свято-Никольского храма, неразрывно связанную с историей появления в Самарканде железной дороги и вокзала.
Окончание постройки Закаспийской железной дороги пришлось на 15-е мая 1888 года, когда последние звенья 1101 версты были уложены на станции «Самарканд». Этот день был очень значимым в истории города. По окончании строительства железной дороги генерал-губернатором был утвержден план застройки поселения при станции. Со временем вокруг вокзала сформиравался целый городок, состоящий из депо, казарм, складов, почты, базара и первых домов для железнодорожников. И, что было естественным для того времени, вскоре встал вопрос о постройке церкви для людей.
Военный губернатор города граф Н. Я. Ростовцев неоднократно обращался с ходатайствами об открытии при здании вокзала церкви, и его усилия не остались тщетными. В архивах сохранился документ, в котором говорится, что в декабре 1895 года в Петербурге на заседании Комитета Министров была заслушана записка военного министра П. С. Ванновского, в которой звучало предложение о бесплатном отводе земли для возведения церкви и школы. Министры поддержали это предложение, а следом за ними идею сооружения церкви во имя Святителя Николая в Самарканде поддержал император Николай Второй.
Для постройки храма было выделено самое лучшее место на вокзальной площади. В мае 1897 года на станцию «Самарканд» был назначен первый священник – Владимир Крупский, который 19 августа совершил освящение закладки будущего храма. К сожалению, он прослужил недолго: заболев тифом, вскоре скончался в самаркандском городском лазарете. Только к 1899 году удалось построить церковь с колокольней и небольшим куполом, а рядом с нею домик для причта. Это была первая в Самарканде церковь, построенная из жженого кирпича. Внутренняя часть здания была богато украшена декоративными колоннами и арками с лепниной из алебастра. На потолках были медальоны с лепниной. В марте 1899 года церковь была освящена и стала функционировать. Полностью на всю постройку церкви ушло18.696 царских рублей.
9 мая 1912 года при священнике Петре Ратьковском, по благословению Туркестанского епископа Димитрия (Абашидзе), было открыто Самаркандское железнодорожное общество трезвости. Открытие этого общества было приурочено к престольному празднику Святителя и Чудотворца Николая. В скором времени его членами стали 130 человек. На собранные обществом средства и пожертвования были выписаны книги - свыше 300 томов, а 29 декабря того же года была открыта бесплатная библиотека-читальня. С января 1913 года были организованы общедоступные бесплатные чтения в сопровождении туманных картин (изображений, проецируемых с помощью «волшебного фонаря»), пользующиеся в народе большой популярностью.
Спустя двадцать пять лет после основания вокзала, 21 октября 1913 года при большом стечении народа на привокзальной площади был установлен памятник, посвящённый главному строителю Закаспийской железнодорожной дороги – генералу М. Н. Анненкову, а в его лице и всем участникам этой постройки. Он располагался между зданиями вокзала и Свято-Никольской церкви. На гранитном постаменте-глыбе находился бюст генерала Анненкова, а немного ниже - орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях железнодорожные рельсы.
После 1918 года политическая ситуация в Самарканде существенно изменилась. По бытовавшей в дореволюционное время традиции храмы строились на самых видных, центральных местах, поэтому новые власти постарались убрать объекты культа из поля зрения. Их представителям церкви мешали, и они развернули планомерную работу по их ликвидации. В двадцатые годы были закрыты все храмы города, кроме одного - Покровского собора.
В 1924 году началась кампания по закрытию Свято-Никольской церкви. Был выписан мандат за № 747, выданный специально для ликвидационной комиссии для закрытия церкви, которое происходило с 1 по 3 сентября 1924 года. Со здания храма был снят купол с крестом, а на его место был водружен красный флаг.
По событиям, произошедшим вскоре на привокзальной площади, становится ясно, почему так спешно была закрыта церковь Святителя Николая. Дело в том, что 19 сентября на площади был организован торжественный митинг трудящихся по поводу установки памятника вождю пролетариата. Тогда на постаменте памятника, посвященного строителям железной дороги, была установлена скульптура В. И. Ленина - символа новой власти.
После этого православная община церкви была изгнана за линию железной дороги в сторону кладбища. Ей разрешили забрать с собою только часть икон и хоругви.
Здание церкви Святителя Николая в течение последующих лет использовалось под различные нужды. Сначала в нем находилась техническая библиотека наглядных пособий. Во время Второй Мировой войны оно служило временной гостиницей для эвакуированных и приезжих воинов, позже стало общежитием для студентов-железнодорожников и агитпунктом для выборов в депутаты. В послевоенные годы оно пустовало, и из него решили сделать кинотеатр.
После развала советской власти об этом здании как будто забыли. Довольно долго оно находилось в аварийном состоянии. В 2009 при пожаре сгорела большая часть крыши, после чего в течение ряда лет осадки беспрепятственно попадали внутрь помещений церкви. Картина интерьера церкви была плачевная: полы прогнили, стены обшарпаны, а лепнина на потолках и стенах сильно повреждена. В храме размещалась закусочная, а на дверях висела табличка, гласящая, что помещения сдаются в аренду. В 2014 году в закусочной произошел взрыв газового баллона, после чего ее сразу же закрыли.
Попытки неоднократно отдать это здание в аренду также ни к чему хорошему не привели. В 2016 здание было отдано в аренду в очередной раз, и в нем, наконец, начались ремонтные работы. Впервые за много лет что-то делалось для сохранения храма. Новые арендаторы первым делом покрыли здание железной крышей и вывезли из него множество машин со строительным мусором. Но все строительные работы проводились непрофессионально и без учета того, что здание имеет свой особый, исторический облик. В 2017 году в метре от алтарной части храма кто-то умудрился поставить общественный туалет!
Как видно, пока для восстановления прежнего облика здания церкви Святителя Николая нет ни средств, ни специалистов соответствующего уровня, ни меценатов, поэтому оно до сих пор стоит бесхозным и заброшенным. О старом здании храма как будто позабыли.
Попытки вернуть здание церкви обратно верующим начались еще в 1944 году, когда община верующих стала усиленно просить городские власти об этом. Но тогда им отказали. В 2018-м попытки вернуть здание церкви вновь возобновились. Неоднократные обращения в различные ведомства Самарканда и Ташкента с прошениями об отдаче храма верующим, пока не имели успеха. Давно наболевший вопрос пока не имеет разрешения.
С осени 2018 года и по настоящее время по четвергам верующие люди собираются возле алтаря Свято-Никольского храма. Они собираются для молитвы. Пройдя многие земные инстанции, они обращают свои мольбы к самому Святителю Николаю, возлагая на него свои надежды и чаяния…
Александр ГАЛАК.
Фото автора.