Юная хранительница традиций
С большими планами и верою в их осуществление смотрит в будущее юная ремесленница из Нурабада Бибихамида Хужакулова.
Несмотря на молодость, Бибихамида – участница многих конкурсов, выставок изделий народного прикладного искусства, в том числе международных. Бибихамида является победительницей республиканского этапа конкурса молодых талантов в 2015 году. Сделанные ею ковры вызывают большой интерес не только у наших искусствоведов. Иностранных ценителей изделий народных ремесел привлекает то, что древняя технология изготовления ковров, начиная от прядения шерсти и кончая их крашением, процессом ткачества, сохранилась неизменной на протяжении многих веков. Нурабадские ткачихи бережно хранят традиции, идущие из глубины веков.
- Не помню, когда начала заниматься этим делом, - говорит Бибихамида, – наверное, с раннего детства. У нас в Нурабаде многие девушки ремесло ковроткачества впитывают с молоком матери. Почти во всех семьях есть ткачихи. У нас дома есть ковры, сотканные моей прабабушкой, бабушкой, мама унаследовала от них это ремесло и передает нам. Мои сестры тоже ткут ковры, младшая Дилнаво была обладательницей специального приза на международной выставке в Хорезме.
Бибихамида прекрасно разбирается и в изготовлении красителей из природных материалов. Сама собирает травы, готовит краски, благо многие необходимые материалы находятся под рукой. Луковая шелуха, например, дает красный цвет, ореховая скорлупа – зеленый, цветок исфарак – желтый. Раз покрашенная шерсть далее не меняет цвета и хранит его в течение веков.
Я заметила, что иностранные покупатели не любят ярких красок в коврах, им нравится, когда цвета блеклые, естественные, - продолжает Бибихамида. - Они считают, что так вещи к нам идут словно из глубины веков. Вообще, большие знатоки среди них не любят каких-то новшеств в изделиях народного прикладного искусства, в том числе в узорах, они хотят видеть, как говорят сами, школу, традиции. А традиции мы, действительно, храним. Иногда мы вообще не используем красители, а просто используем шерсть овец разного окраса. А такие узоры, как «скорпион», «воробьиный глаз», «солнце» существуют издревле.
Б. Хужакулова как настоящая мастерица знает не только приёмы изготовления ковров, но и прекрасно разбирается в их технических средствах, то есть инструментах, станках. На вопрос - если не останется ни одного станка ковроткачества, могла бы она их восстановить - мастерица отвечает утвердительно.
- В детстве они заменяли мне игрушки, потом стала работать на них, конечно же знаю, из какого материала они должны быть сделаны, могу начертить чертежи, словом, могу объяснить плотникам и кузнецам, что и как нужно сделать.
Беседуя с Бибихамидой, убеждаешься, что завтрашний день школы ковроткачества у нурабадских мастериц в надежных руках.
- Очень хотела бы расширить это дело, научить всех желающих, открыть свои точки реализации, - делится она своими мечтами.
Сегодня, когда перед молодежью открываются большие возможности для самореализации, думается, что мечты мастерицы вполне осуществимы.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
Фото Бахтиёра Мустанова.