Храм всегда останется Храмом
Как известно, в 2021 году здание бывшего храма Святителя Николая Чудотворца, расположенное недалеко от привокзальной площади города Самарканда, было безвозмездно передано галерее искусств «Шелковый путь» при Международном университете туризма и культурного наследия «Шелковый путь». В соответствии с этим в настоящее время в здании активно ведутся реконструкционные и реставрационные работы.
Немного истории
Церковь Святителя Николая является одним из первых православных храмов в Самарканде. После установления советской власти, когда в стране начались гонения на церковь, здание храма использовалось под различные нужды: в нем располагались техническая библиотека наглядных пособий, временная гостиница для эвакуированных в годы войны, общежитие для студентов и кинотеатр. В последнее время оно находилось на балансе Агентства кинематографии, но шли разговоры о размещении в нем кафе. Недавно здание было передано галерее искусств «Шелковый путь» для использования его теперь уже в качестве арт-галереи.
Будет сделана реконструкция
Чем конкретно занимаются сейчас архитекторы и строители в здании? С таким вопросом мы обратились к одному из членов проектной группы, архитектору Фатиме Худойкуловой. Вот, что она ответила:
- Хотела бы сразу уточнить, что здесь будут вестись работы по реставрации и реконструкции. Таким образом, работают сразу две проектные группы. Одна из Ташкента, которая отвечает за реставрацию, так как имеет соответствующую лицензию. Наша же группа занимается реконструкцией, то есть мы отвечаем за укрепление здания, усиление несущих стен, очищение культурного слоя вокруг него, создание определенного пространства. Здание сильно повреждено, много лет эксплуатировалось различными организациями. Сейчас оно находится в аварийном состоянии. Прирост культурного слоя составляет порядка 70 см. Иными словами, для того чтобы нам выйти на исторический уровень, чтобы открыть цоколь здания, надо спуститься сантиметров на 70. Как, например, в Гур-эмире. Это необходимо и для защиты здания от сырости. Сейчас оно кажется приземистым. Но первоначально было не так. После всех этих работ здание огородим невысокой решеткой, будут сделаны соответствующие колодцы для водоотвода, территорию озеленим. Было бы хорошо расширить территорию вокруг здания. Тогда это будет одна из красивых площадей Самарканда. К настоящему моменту уже проведены большие строительно-изыскательские работы, в ходе которых выявлены проблемы в несущей способности стен, обнаружены трещины. Кстати, выявлены и недостатки в работе старых мастеров. Например, центральная арка была сделана неправильно: облицовка выполнена из жженого кирпича, а внутри сырец, что называется, сэкономили. И это со временем привело к трещинам в стенах. Огромными швеллерами мы усиливаем вот эти арки, выводим заново контуры, ставим маяки на трещинах, чтобы посмотреть, насколько они глубоки. Далее. Как известно, раньше не было сейсмошвов. То есть, их делали из бревен. Эти бревна со временем и под воздействием дождей сгнили. Удивительно, как все это до сих пор держалось. Сейчас будем фрагментарно, кусок за куском, вытаскивать бревна и ставить вместо них кирпичи. Снаружи наших действий не видно, но внутри идет огромная работа. Наша первая задача – придать зданию устойчивость. Все остальное, то есть созидательная работа, это уже следующий этап.
Каким будет интерьер?
Фрески, лепнина, другие визуальные украшения в интерьере из-за неправильной эксплуатации и предыдущих ремонтов были разрушены, утеряны, наверное, полностью. Что планируется сделать в этой ситуации? На этот вопрос отвечает член проектной группы, архитектор Галина Цыгикало:
- Концепция реставрации – для нас краеугольный камень всего процесса. Вы знаете, сколько в последние годы предъявляют к Узбекистану претензий по стилю реставрации? Огромное количество новодела, который, по большому счету, лишает старинные здания статуса памятника. Этого нельзя делать. Здание храма претерпело на своем веку много чего. Поэтому тут решено пойти по пути максимального уважения к зданию, взять за основу опыт Европы, всего мира. Возьмем, к примеру, разрушенную Пальмиру. Ее же не восстанавливают новоделом? Перед архитектором возникает как бы некая дилемма: с одной стороны можно сказать, «мне не трудно, я смогу воссоздать все в первоначальном виде», с другой - нужно быть правдивыми по отношению к истории. Ведь часто как бывает: приходит новый руководитель и начинает избавляться от всего, что напоминает прошлое. Но ведь это было! Была советская власть, были разрушения храмов, в церквях и мечетях располагались кинотеатры, склады, рестораны. Мы должны об этом помнить, чтобы это не повторилось. Возможно, кто-то не согласится со мной. Но, думаю, такая точка зрения имеет право на существование. В некоторых местах здания сохранился декор на потолке. Пусть гнилой, пусть рассыпавшийся, потерявший свою структуру, но мы решили, что ту часть, где сохранился декор, восстановим в историческом виде. Мы не будем стараться, чтобы этот декор выглядел как новый, в конце концов, он старый. Там же, где все утеряно, мы сделаем то, что делают во всем мире – консервацию.
Как уже было сказано, это здание в своей жизни много повидало. Там есть фрагменты ремонта и советских времен. Вся концепция реставрации сводится к тому, чтобы сохранить оставшуюся часть, консервировать, придать конструктивную устойчивость зданию на фоне приспособления его к новой жизни в качестве арт-галереи.
В проектную группу входят опытные специалисты: архитекторы, инженеры, строители. Могу сказать, что группа сложилась. Наши строители с высоким уровнем знаний и большим опытом в области реставрации, а также руководители понимают, что во главе таких работ должны стоять архитекторы. К архитектору возвращается роль зодчего. Ведь зодчие раньше не просто чертили проекты, они еще и строили, принимая участие в процессе строительства до конца. Мы с подрядчиками друг друга понимаем, и это очень облегчает нашу работу.
Храм навсегда…
Итак, в здании Свято-Никольского храма начались реконструкционные и реставрационные работы. Как уже сказано, здание сильно повреждено и действительно нуждается в этом. Но тут хотелось бы отметить другое. Храму многое пришлось повидать. Прошли года, эпохи, всесильные правители, сменили друг друга политические системы, а храм остался, словно внушая нам мысль о том, что он был, есть и останется всегда святыней и время над ним не властно. Значит, можно выразить надежду, что он переживет и наше время и когда-нибудь будет использован по своему прямому назначению.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
Фото Г. Цыгикало.
Для справки
Церковь святителя Николая Чудотворца была построена 120 лет назад. Первоначально она имела, как и все православные храмы, красивый купол и колокольню. В 1924 году официальные власти начали кампанию по закрытию Свято-Никольской церкви. Был выписан мандат за № 747 для ликвидационной комиссии для закрытия церкви, которое происходило с 1 по 3 сентября 1924 года. Со здания храма снят купол с крестом, а на его место был водружен красный флаг.