Вторая жизнь стеклянных негативов

Среди документов Самаркандского государственного музея-заповедника отдельное место выделено фонду негативов, который составляет 32 932 единицы хранения. Часть уникальных негативов выполнена на стекле, другая – на плёнке.

По свидетельству исторических источников, развитие фотоискусства в Узбекистане тесно связано с именами русских фотографов, в частности, Антона Степановича Муренко (1837-1875). В 1858 году С. Муренко с дипломатической миссией приезжал в Среднюю Азию, фотографировал Хиву, Бухару, их окрестности и подарил географическому обществу Российского Императора два альбома.

В 1873 году в Ташкенте по улице Петербургской открылся первый фотосалон. Салоном руководил С. Ф. Николян. К 1910 году в Ташкенте работало уже 20 фотоателье. Среди них самым известным был салон Д. В. Назарова, его фотоальбом демонстрировался в 1908 году на Всемирной фотовыставке в Марселе и получил высшую награду выставки - Гранд-при. Д. Назаров был другом узбекского поэта Зокиржона Фурката. Известный поэт интересовался фотоделом, публиковал об этом много статей в местных газетах. Эти статьи пробудили интерес к фотографии представителей местного населения. В результате 1902 г. в Ташкенте открылся первый фотосалон под руководством местного жителя Ильхомжона. Вторым узбекским фотографом был Худойберган Девонов (1878-1938). В дальнейшем (1910) он снял первый узбекский документальный фильм.

В Самарканде в развитие фотоискусства большой вклад внес редактор газеты «Самарканд» И. П. Морозов. В это время здесь работали личные фотосалоны Н. Литвинцева и В. Лентовского. Фотографии Самарканда 140-летней давности, снятые мастерами фотографии Глушковым, Поляниным, Шерером,  Литвинцевым, Лентовским, Шлайфером, Сувориным, Ефимовым, Дудиным, Панкратьевым, Войнишевским, Морозовым, дают возможность ознакомиться глубже с историей города.

Фонд негативов нашего музея подразделен на темы, связанные с  различными  сферами жизни в Средней Азии.

Первая коллекция негативов посвящена теме «Религиозные верования и обряды в Средней Азии», где запечатлены мазары, мечети и мусульманские праздники и обряды в Самарканде, Бухаре, Хиве. Это результат работы фотографов В. И. Котовского, Зарифова, Г. Е. Ткаченко, А. К. Писарчика.

Тема «Ремесло и быт народов Центральной Азии» охватывает большой исторический этап, начиная с 1920 года. На негативах представлены гончары и ювелиры, жестянщики и мисгары, золотошвеи и вышивальщицы, резчики по дереву и кузнецы, продавцы лепешек, фруктов, тканей, головных уборов и многие другие. По фото и негативам мы можем проследить за каждым этапом их работы.

Отдельно выделен фонд негативов, посвященный жизни и быту бухарских евреев. Его формирование началось в 1920-е годы из поступлений музея, созданного в квартале «Восток» профессором И. С. Лурье, который был командирован в Самарканд по направлению комитета еврейского историко-этнографического общества города Санкт-Петербурга. Снимки рассказывают о быте, обычаях, религиозных верованиях и праздниках евреев, проживавших на территории старого города в квартале «Восток». Снимки были сделаны такими замечательными фотографами своего времени, как И. Кульдашев, Е. Поляков. Однако основу бухарско-еврейского фонда составляют снимки сотрудника музея, фотографа Василия Ивановича Котовского, который начал свою деятельность в музее с 1925 года.

Политическая, социально-экономическая и культурная жизнь Бухарского и Хивинского ханств конца XIX и начала XX веков, отражены в другой коллекции нашего музея. На этих негативах изображены портреты чиновников, последних бухарских и хивинских эмиров, вид бухарской тюрьмы «Зиндан», казни в бухарском «Зиндане», отдельные моменты правления бухарского эмира Саида Алимхана, хивинских ханов Мухаммада Рахимхана, Исфендиар-хана. Все эти снимки сделаны фотографом В. И. Котовским.

Развитие народного образования отражено на негативах, где можно проследить все этапы существования школ, начиная с конца XIX века по сегодняшний день: учёбу в старометодных школах – медресе и мактабах; русско-туземных и новометодных школах, которые появились в начале XX века и были созданы по инициативе известных педагогов-просветителей Бехбуди, Шакури, Хожи Муина, Исматилло Рахматуллаева, Муннавара Кори.

Особый интерес представляют съемки памятников архитектуры городов Самарканда, Бухары, Хивы и Ургенча конца ХIХ-ХХ вв., где можно проследить за изменениями в их архитектурном облике до и после реставрации.

Учитывая огромное научное и культурное значение стеклянных негативов в фондах музея, для их сохранения и расширения доступа к ним большой аудитории сотрудники музея-заповедника под руководством заместителя директора по научной работе Р. Каюмова в 2008 году совместно с Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане разработали проект по оцифровке этих негативов. Проект под названием «Стимулирование всеобщего доступа к информации через сохранение и документирование исторических архивных материалов» был поддержан Представительством ЮНЕСКО в Узбекистане и Посольством Федеративной Республики Германии. В результате было оцифровано более 16 тыс. стеклянных негативов. Кроме того, Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане в 2009 году передало нашему музею 24 больших фотографий для организации передвижной выставки.

Мадина ХАМИДОВА,

научный сотрудник Самаркандского

Государственного музея-заповедника.