Уникальные иконы Покровского Храма

В Самаркандском Покровском соборе находится немалое количество  уникальных икон, которые можно назвать произведениями искусства.

Войдя внутрь Покровского собора, сразу погружаешься в особый мир, находящийся на грани с вечностью, а иконы служат в нее окном. Среди них есть как новые, так и намоленные, написанные более ста лет назад.

Первые иконы появились в Покровском соборе вместе с его открытием, в 1905 году. Весь иконостас с образами и три больших белых киота были заказаны и привезены из Москвы. Со временем разными путями количество икон пополнялось, в том числе и за счет пожертвований благотворителей. 

Одна из самых старинных икон собора – потемневший от времени образ Казанской Пресвятой Богородицы, считающийся чудотворным. Известен случай, когда мать умершего ребенка горячо молилась перед ее образом, и сын после клинической смерти ожил.

Одной из икон, к которой довольно часто подходят люди, является образ Святителя Николая, который был написан в 1913 году, в годовщину празднования царственного Дома Романовых.

Весной 1895 года перед Великим постом в жизни города произошло памятное событие, которое освещалсь в «Туркестанских ведомостях». Русский Самарканд 19 марта торжественно встречал два больших образа с дарственной надписью: иконы Иверской Божией Матери и святого великомученика и целителя Пантелеймона, присланные с Афона по просьбе местной православной общины, собравшей по подписке средства на это богоугодное дело. Несмотря на то, что предшествующие дни стояли дождливыми и холодными, день встречи святых икон выдался солнечным и теплым. По окончании божественной литургии в 12 часов почти все части самаркандского гарнизона выстроились шпалерами между Новым парком и церковью на протяжении почти одной с небольшим версты. Главная городская улица – Каттакурганский проспект - была запружена народом, собравшимся встретить афонские святыни. Торжественное шествие началось от железнодорожного вокзала, куда прибыли иконы в два с половиной часа по полудни. Иконы несли прихожане церкви, а впереди этой процессии с местным православным духовенством следовала сотня уральских казаков. Крестному ходу всю дорогу сопутствовал самаркандский губернатор, граф Николай Яковлевич Ростовцов.

К 1930 году в городе Самарканде и его окрестностях один за другим были закрыты все храмы. Действующим тогда остался только собор Покрова Божией Матери. Не имея возможности сохранить свои церкви, православные пытались сохранить хотя бы иконы, иконостасы или церковную утварь, и Покровский собор стал тогда местом прибежища для многих икон из закрывающихся храмов.

Оставшись без храмов, православные начали обустраивать молельные дома для совершения богослужений и таинств. Но в 60-е годы история вновь повторилась. Волна хрущёвских гонений прекратила жизнедеятельность многих сохранившихся церковных общин: Самаркандского (свято Никольского), Каттакурганского (св. равноапостольного князя Владимира) и Булунгурского (Михайло-Архангельского) молитвенных домов. И в течение 1962 года всё имущество из них тоже было перемещено в Покровский собор. Из одного только Каттакурганского молитвенного дома было передано по акту 116 разных икон, и четыре хоругви, не считая всего остального. Можно сказать, что сама Божия Матерь взялась сохранить эти святые образы.

Много лет, вплоть до 90-х годов прошлого века, все это находилось в стенах Покровского собора. А когда некоторые храмы стали возрождаться, часть из этих икон им вернули. Так были возвращены иконы в собор Святителя Алексия, в храмы Каттакургана, Карши и Навои.

Особо стоит сказать о вышитых образах Покровского собора. Впервые вышивкой икон здесь стала заниматься работница храма Валентина Олеговна Гулиева. Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» стал первой иконой такого рода.

Дело в том, что в 2000 году В. Гулиева, находясь в Оптиной Пустыни, училась вышивать золотой нитью. А в 2007 году она жила в Шамординской обители весь Успенский пост, и там тоже училась технике вышивки икон у пожилой монахини Евфимии. Эта монахиня жила в монастыре и вышивала иконы с момента его открытия в течение 15 лет. Кстати, Шамордино – это единственный монастырь, где абсолютно все иконы вышиты бисером и бусами.

Вернувшись из поездки, Валентина Олеговна сначала сама пробует работать в этой технике. Тогда же в Покровском соборе был создан кружок по вышивке икон бисером и бусами, и кружок по шитью священнического и храмового облачения. Валентина Олеговна была ризничной Покровского собора, и женщины собирались для работы в стенах храма. Кружок шил всё: облачения и хоругви, плащаницы и покровцы. Шили для себя и в подарок другим храмам. Именно тогда получила развитие техника вышивки икон бисером.

Настоятель храма протоиерей Роман (Загребельный) поддержал эту инициативу и благословил начать работу над иконами. Технология изготовления таких икон очень своеобразная, и требует особого подхода. Приходилось много экспериментировать, а порою и переделывать работу по нескольку раз, чтобы добиться нужного результата. Процесс изготовления таких икон очень трудоёмкий и требует постоянного внимания и усидчивости. Последними работами Валентины Олеговны для храма были: икона св. Пророка Иоанна Крестителя в рост и коллективная работа над плащаницей Божией Матери.

В 2010 году В. Гулиева переехала жить в Россию. Но, несмотря на это, работа над иконами не остановилась. Собралась группа в составе из пяти человек, которая продолжила это дело. Тщательно подбирались новые образы. Каждая из икон заранее продумывалась и обсуждалась. Всем хотелось наполнить храм иконами достойного уровня исполнения.

Первой работой был образ Спасителя в терновом венце, вышитый по старинной литографии, привезённой когда-то со Святой Земли. После него последовали иконы «Скоропослушница» в рост, и «Господь Вседержитель», тоже в рост. А потом был вышит образ пророка Божия – Даниила, так как он является одним из покровителей города Самарканда, и Покров Божией Матери (тоже в рост). Эти образы задумывались как пара, и сейчас они как бы встречают входящего в храм.

За прошедшие годы в стенах храма появилось немало икон, посвященных Божией Матери. Есть в храме иконы, написанные в советский период и в наши дни самаркандскими художниками.

Александр  ГАЛАК,

Елена ЛАРИНА.

Фото А. Галак.