Школьников тестируют по международным программам

Узбекистан запланировал к 2030 году войти в рейтинг ведущих стран мира по показателям грамотности школьников. Для этого наша страна начала тестировать учащихся школ по международным программам PIRLS и PISA. В следующие 2 года к ним присоединяться еще и исследования TIMSS и STEAM. О том, как в Самаркандской области идет подготовительный процесс в данном направлении, говорилось на семинаре, прошедшем в школе №46.

Началось все с международной программы PIRLS в 2021 году. Тогда учащиеся школ Узбекистана впервые, наряду с более чем 60 государствами, приняли участие в этом исследовании.

- PIRLS стала первой из четырех международных программ, в рамках ее реализации были проверены знания учащихся начальных классов, которые не только прочитали определенный текст, но и ответили на вопросы, - говорит руководитель отдела мониторинга областного управления народного образования Гульмира Салимова. - В программе приняли участие 20 школ из Самаркандской области. Четыре школы из Ургутского района, по три из Самарканда и Иштыханского района, по две школы из Кошрабадского, Булунгурского, Пастдаргомского, Нурабадского районов, а также по одной школе из Акдарьинского и Пайарыкского районов. Школы выбирались методом жеребьевки.

Если говорить о самаркандских школах, то свою читательскую грамотность в программе показали ученики школ №№35, 54 и 62.

Как отмечает руководитель отдела мониторинга Самаркандского городского отдела народного образования Ширин Гиясова, в день исследования в классы к ученикам, где проводилось тестирование, были допущены только координаторы из Ташкента. Стоит отметить, что главная цель данного исследования – оценка качества чтения и навыков понимания прочитанного учащимися 4-х классов.

Весной этого года Узбекистан принял участие в международном исследовании PISA. В рамках этой программы оценили уровень грамотности 15-16-летних школьников. Ребята показали свои навыки и знания не только по чтению, но и в математике, естественных науках.

- В этой программе из Самаркандской области приняли участие 24 школы, - продолжает Гульмира Курбановна. - В частности, по четыре школы из Ургутского, Каттакурганского районов и города Самарканда, в Акдарьинском районе две школы и по одной школе из 10 районов. Тестирование школьников провели в режиме онлайн.

Исследование среди школ Самарканда было проведено в школах №№7, 17, 20, 25, их результаты пока неизвестны. Международные эксперты пообещали предоставить их через год. Отметим, что основная цель международных программ - анализ и оценка грамотности школьников Узбекистана в целом.

В новом, 2023 году Узбекистан планирует принять участие в международной программе TIMSS, в рамках которой проверят качество математического и естественно-научного образования среди учеников 4 и 8 классов. 

- Уже в марте – апреле наступающего года ребятам предстоит пройти тестовые испытания по двум предметам: математике и естественным наукам, - отмечает Ширин Кобиловна. - В каких школах пройдет тестирование, пока неизвестно. Жеребьевка состоится за месяц до исследования. Все 83 школы Самарканда оповещены о предстоящем исследовании. Кроме того, мы подготовили четыре школы, где два раза в месяц организуются семинары, открытые уроки и занятия для учителей-предметников. Полученные во время семинаров и открытых уроков знания педагоги передают своим ученикам. Также вместе с опытными преподавателями мы анализируем, как другие страны готовятся к исследованиям, совместно разрабатываем инструментарий в подготовке школ к предстоящим исследованиям. Ведь в 2024 году Узбекистан примет участие еще в одном международном исследовании школьников - STEAM.

В рамках этой программы будет проверен уровень знания учеников 4, 6, 7, 8 классов по таким предметам, как математика, естественные науки, технология, искусство.

- Эти исследования проводятся один раз в четыре года, - подчеркивает Гульмира Салимова. - Участие нашей страны в этих программах позволит не только провести некоторый контроль состояния образования, но и поможет увидеть проблемы, найти пути совершенствования системы образования и сделать ее более конкурентоспособной на международном уровне.

Малика АБАЙДУЛИНА.