У истоков охраны памятников старины и искусства

«Исторические памятники Самарканда, единственные в своем роде уцелевшие образцы мусульманского зодчества, составляют, по мнению исследователей, «гордость Узбекистана». Для всякой культурной страны, владеющей такими памятниками искусства, как в Самарканде, охрана и изучение – есть дело чести».

И. Умняков, 1924 год.

Самарканд с древнейших времен являлся центром культурной и политической жизни. К тому же он неоднократно становился столицей государств, достигнув апогея своего положения и расцвета при Амире Темуре. Самаркандская земля, веками накапливая и вбирая в себя культурное наследие, достававшееся от предков, стала в итоге настоящей археологической сокровищницей. В силу своих особенностей Самарканд являлся городом, который остро нуждался в охране своего огромного культурно-исторического наследия и заботливом отношении к нему.

Историческое прошлое Средней Азии долгое время оставалось почти неизвестным, и для самих местных жителей в том числе. О нем приходилось судить, либо полагаясь на отдельные находки, обнаруживаемых на этой земле время от времени, либо по сохранившимся древним письменным источникам. На этом материале в лучшем случае можно было высказывать только гипотезы и смутные предположения о ходе истории прошедших веков и народах, населявших прежде эти края. Такое положение неведения продолжалось до середины XIX века.

Забота и уход за памятниками архитектуры до этого времени осуществлялись самими служителями мечетей, медресе и мавзолеев. Но в то время ни у кого не имелось опыта по проведению реставрации памятников архитектуры, приходилось ограничиваться в этом деле самыми примитивными способами. Такие процессы, как последовательное изучение, исследование и археологические работы, а также меры по охране памятников старины начались здесь со времени присоединения Туркестанского края к России.

Первый указ

Первыми исследователями старины Средней Азии сразу же было обращено внимание на древнее заброшенное городище Афрасиаб, расположенное на северной окраине Самарканда. Городище привлекало к себе как русских, так и местных жителей, занимавшихся здесь незаконными раскопками в корыстных целях. После неумелых и бессистемных раскопок и расхищения артефактов на Афрасиабе и в других местах Туркестана генерал-губернатором края К. П. Фон-Кауфманом в 1871 году принимаются срочные меры по охране исторических памятников и запрету раскопок. Это был первый в истории Туркестанского края указ об охране памятников старины, который обнародовали в «Туркестанских ведомостях»:

«До сведения главного начальника края дошло, что в некоторых местностях вверенного ему края производятся частными лицами раскопки с целью отыскания археологических древностей. Работы поручаются местным жителям, которые, находясь без надзора, портят местность и найденные вещи скрывают. Таким образом, большая часть найденных вещей иногда совершенно теряется для науки. Признавая такой способ ведения археологических раскопок вредным, главный начальник края предложил военным губернаторам наблюдать, чтобы лица, желающие производить разведки для отыскания древностей, не приступали к этому без особого разрешения генерал-губернатора».

При посещении Самарканда в 1871 году генерал-губернатор Фон-Кауфман осмотрел древние памятники архитектуры. Видя их плачевное состояние, он раздал каждому из хранителей по 100 рублей для начала работ по их поддержанию. Обратив свое внимание на состояние мавзолея Гур-Эмир, Фон-Кауфман отдал распоряжение по его восстановлению.

Изучить и сохранить

Когда некоторые из находок в виде монет и фрагментов изразцов оказались в России, ими сразу же заинтересовался научный мир. Императорская Археологическая Комиссия в Петербурге обратила свое внимание на ситуацию в Туркестане. Во время непрофессиональных раскопок В. Крестовского, проводимых им в 1884 году, комиссия приняла меры к их приостановке. После этого в Туркестан был командирован профессор Н. Веселовский, которому было поручено исследование городища Афрасиаб.

И в самом Туркестане зарождались сообщества, которые пытались предпринимать меры по изучению и сохранению исторического наследия Средней Азии. 10 октября 1895 года в Ташкенте был организован кружок любителей археологии, где особую роль играл Н. Остроумов. В программу действий и задач кружка вошли: ознакомление с памятниками старины Туркестана, описание их и составление археологической карты края, а также охрана археологических памятников и прочее. За годы своей деятельности с 1895 по 1917 год кружок любителей археологии дал науке целый ряд весьма ценных сведений по изучению истории Среднеазиатского края и сохранению исторических памятников.

В Самарканде при областном статистическом комитете функционировал исторический отдел, состоящий из группы единомышленников. Члены комитета, движимые интересом познания, активно занимались вопросами изучения и сохранения исторического наследия. В 1896 году ими был подготовлен и одобрен проект по описанию памятников старины Самаркандской области. В 1905 году здесь также был создан кружок любителей археологии.

Нельзя не вспомнить в связи с этим имя Василия Лаврентьевича Вяткина, выделявшегося своей деятельностью и приложившего немало усилий делу охраны старинных памятников Самарканда. Он неоднократно поднимал вопросы об обеспечении охраны городища Афрасиаб, которое особенно страдало от хищнических раскопок, и постоянно препятствовал вывозу из Самарканда предметов древности, считая, что они обязательно должны оставаться в родном городе. В. Вяткин относился к той категории людей, которые при смене административной власти продолжали дело по сохранению памятников культуры, занимаясь им до конца своей жизни. Благодаря ему и его деятельности, в немалой степени некоторые памятники архитектуры города были в буквальном смысле спасены от разрушения и исчезновения. Им же была задумана и в силу возможностей осуществлялась идея о превращении Самарканда в город-музей.

Вандалы

Профессиональные изыскания в области археологии и научные исследования стали производиться по поручению Императорской Археологической Комиссии и Академии Художеств, которые командировали в Среднюю Азию своих членов. Например, в 1867 году в Туркестан одним из первых прибыл ориенталист П. Лерх для обозрения среднеазиатских древностей. После него в 1885 году приехал профессор Н. Веселовский и С. Дудин.

Начиная с 1886 года, Ташкентский музей установил непосредственное сотрудничество с Императорской Археологической Комиссией, согласовывая с ней свои действия в вопросах, касающихся розыскания и сохранения местных памятников древности. При генерал-губернаторах, начиная с К.П. Фон-Кауфмана, также постоянно находились чиновники по особым поручениям, серьезно занимавшиеся вопросами изучения истории края - А. Кун, Н. Эварницкий, Ю. Бржезицкий и другие...

Однако, несмотря на официальный запрет властей и охранные меры, имели место случаи грубейшего нарушения закона. Одним из самых ярких проявлений был случай кражи, произошедший весной 1905 года в мавзолее Гур-Эмир. Под покровом ночи злоумышленники выломали старинную майоликовую плиту с надписью, которая находилась над входом в усыпальницу. На ней было написано, что здесь покоится Амир Темур Гураган. Украденную плиту удалось тайным образом вывезти через границу и продать за 10 тысяч франков в Константинополе. Три года спустя украденную панель обнаружили выставленной в экспозиции Берлинского музея. Археологической Комиссией написано ходатайство о ее возвращении, и на дипломатическом уровне вопрос был решен положительно.

Светлана ЖУКОВА,

Александр ГАЛАК.

(окончание следует).