Форум учителей: курс на качество

В преддверии нового 2025-2026 учебного года в областном центре педагогического мастерства прошел IV Национальный форум учителей, собравший около 300 ведущих педагогов и воспитателей со всего региона.

Форум стал открытой площадкой для обсуждения ключевых реформ, обмена опытом и презентации инновационных подходов в образовании. Как подчеркивали участники сегодня образование - не просто приоритет, а стратегическая инвестиция в будущее государства. Тема, звучавшая еще на прошлом форуме - «Самая крупная инвестиция для нового Узбекистана - поддержка образования» - в этом году получила конкретное подтверждение в цифрах и делах.

Если в прошлом году акцент делался на количественный рост - открытия новых школ и детсадов – то теперь внимание смещено к вопросам повышения эффективности. Так в 2024 году в регионе насчитывалось 1 355 школ, тогда как годом ранее – 1 260. В текущем году приоритетом стало качество: из более чем 50 тысяч выпускников 11-х классов свыше 2200 школьников получили медали, из которых 348 – серебряные. По сравнению с прошлым годом, медалистов в нынешнем году стало меньше. Однако число выпускников, досрочно поступивших в вузы, остается по-прежнему высоким. В частности, 342 выпускника заочно поступили в зарубежные вузы.

В регионе продолжается работа по привлечению квалифицированных специалистов из-за рубежа. В рамках проекта «Класс» в области трудятся 12 российских учителей, еще 12 преподавателей приехали в Самарканд из Филиппин, Индии, Канады и Франции. В прошлом году таких педагогов было 20. На форуме было заявлено, что к новому учебному году ожидается приезд еще 149 зарубежных специалистов.

Параллельно растет количество педагогов, имеющих национальные или международные сертификаты. В текущем году 64,5% преподавателей иностранных языков соответствуют этим критериям. Ежемесячную надбавку из Фонда министра дошкольного и школьного образования получают 88 учителей, тогда как в прошлом году их было 84.

На форуме была представлена практика инклюзивного обучения. В 104 школах области созданы 132 инклюзивных класса для 166 детей с особыми образовательными потребностями. В каждом из 16 районов определена школа, соответствующая критериям «безбарьерной среды». Также в регионе продолжает развиваться сеть специализированных классов «Жасорат», создаваемых по инициативе Министерства обороны совместно с Министерством дошкольного и школьного образования. В текущем году первыми учениками этих классов станут порядка 400 пятиклассников по всему региону.

- Отличительной особенностью классов «Жасорат» является углубленное изучение математики, физики, истории, иностранного языка, а также начальная допризывная подготовка, - отметила специалист областного управления образования Бахтигуль Каршиева. - Программа будет адаптирована за счет оптимизации общего учебного плана, чтобы обеспечить больше времени на формирование умений, необходимых для будущей профессии. В класс «Жасорат» принимается по 26 пятиклассников.

Возвращаясь к форуму учителей, хочется отметить, что, как и год назад, мероприятие включало мастер-классы, семинары и обучающие тренинги. В этом году акцент сделан на внедрение новых учебников и методик, использование возможностей цифровой платформы eMaktab, современные педагогические подходы и игровое обучение по модели Южной Кореи.

Несмотря на ощутимый прогресс в сфере образования, участники форума вновь затронули проблемы дошкольного образования - нехватку детских садов, квалифицированных воспитателей и слабую мотивацию кадров. Эти вопросы поднимались и в прошлом году, что говорит о необходимости системного подхода к решению.

 Малика АБАЙДУЛИНА.