Туркестанская рысь из Ургута: как это было?

На днях, а именно 20 октября, на новостных Интернет порталах появилась информация, что в Ургуте на одном из предприятий была обнаружена туркестанская рысь. Дикое краснокнижное животное было поймано и дислоцировано в Самарканд, а затем выпущено на волю, - там, где ее и обнаружили. На размещенном видео от областного управления по экологии и охране окружающей среды было видно сильно хромающее животное, которое с опаской убегало за деревья, едва открыли ящик, в котором находилась рысь. Возникло множество вопросов и сомнений. На некоторые из них постараемся ответить.

В первую очередь, скажу, что туркестанская рысь Lynx lynx isabellinus внесена в Красную книгу Республики Узбекистан еще в 1983 году и осталась в новой редакции Красной книги, изданной в 2019 году. Здесь она со статусом 2 (VU:D) «уязвимый, сокращающийся, мозаично распространенный подвид». Значит, добыча ее запрещена. Рысь включена в Приложение II СИТЕС «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения».

Факторами, приведшими к тому, что туркестанская рысь стала редким животным, являются рубка горных лесов, сокращение кормовой базы, браконьерство. В Красной книге РУз указано ее распространение в Узбекистане – это Памиро-Алай (хребты Туркестанский, Гиссарский, Кугитанг, Бабтаг).

Для районов, сопредельных с Самаркандской областью, рысь указывалась в арчовниках Туркестанского хребта (Кульсай, Ангырлы, Гуралашсай), также для Гиссарского хребта (окрестности озера Искандеркуль (Таджикистан); Гиссарский заповедник (Кашкадарьинская область Узбекистана).

- Для Самаркандской области рысь была известна только по чучелу, хранящемуся в Самаркандском областном краеведческом музее, - поясняет доцент СамГУ Лейла Белялова. - В инвентарной книге указано, что она добыта на Зарафшанском хребте 4 октября 1948 года А. Н. Богдановым. Больше не было никаких сведений о встречах рыси в нашей области. В 2013 году учеными Натальей Мармазинской и Луизой Мардоновой в рамках исследовательской работы по хищным млекопитающим Самаркандской области проведен опрос  членов областного общества охотников и рыболовов, местного населения. Согласно опросным данным, в Ургутском районе рысь встречается вблизи границы с Таджикистаном. Однако часто рысь путали с камышовым котом, который по некоторым признакам схож с рысью. В 2007 г. узбекскими пограничниками рысь отмечена в горах в районе кишлака Фармантепа вблизи границы с Таджикистаном. Ученые допустили, что приграничные условия, а также высокая численность зайца и кеклика на некоторых участках Зарафшанского хребта способствовали тому, что рысь здесь появилась. Эти косвенные данные включены в Кадастр редких и исчезающих позвоночных животных Самаркандской области Узбекистана, описанных Т. Абдурауповым и другими в 2021 году.

Что касается события, произошедшего 19 октября этого года в окрестностях населенного пункта Джартепа. Как сказано в официальном сообщении информационной службы областного управления по экологии и охране окружающей среды, граждане, работающие в ООО «Oqbuta gold», расположенном в махалле «Рахматабад» Ургутского района, увидели редкое животное, которое пришло на предприятие через реку Зеравшан. Они связались по телефону с Ургутским районным лесхозом и инспекцией по экологии. Должностные лица быстро выехали на место происшествия и выяснили, что это была туркестанская рысь.

В сообщении было написано, что животное проходило медицинское обследование и выпущено в дикую природу. В первом сообщении были представлены фотографии рыси, которая находилась во дворе. Выглядела она вполне упитанной и здоровой. Затем, 20 октября появился видеорепортаж, в котором рысь выпускают на волю. Из ящика вышло животное с явными признаками сильного повреждения ноги. Напрашивается вопрос: зачем нужно было отлавливать животное, сажать его в ящик и транспортировать для «специального медицинского обследования», подвергая сильнейшему стрессу?

- Туркестанскую рысь мне привезли поздно вечером 19 октября, - рассказывает известный в Самарканде герпетолог Владимир Ефанов. – Животное было крепко связано. После инъекции снотворного мы сразу освободили рысь от веревок, произвели осмотр. Это была молодая самка, о чем говорили здоровые и целые зубы, когти на лапах. При пальпации никаких переломов у животного выявлено не было. Конечно, для того, чтобы знать точно, нужно было сделать рентген, но в Самарканде ветклиники с таким оборудованием просто нет. После того, как рысь очнулась, мы ее покормили, она ела совсем немного. Утром 20 октября ее у меня забрали и, как сказали, повезли отпускать в места, где поймали. Я тоже хотел присутствовать на выпуске, но места в машине уже не было, там находились журналисты.

По сведениям специалистов-зоологов, описанный в информации случай является первым официальным подтверждением обитания туркестанской рыси в Самаркандской области. Этот факт очень порадовал ученых и природоохранную общественность. Но видеорепортаж с сильно хромающим животным поколебал уверенность в том, что рысь с такой травмой, нанесенной в результате человеческих действий, сможет выжить в дикой природе, ведь она живет охотой. Рысь, которая не сможет охотиться, обречена на гибель.

Действия областного управления Госкомэкологии, сотрудники которой должны были проконсультироваться с экспертами по дикой природе, учеными из Самаркандского государственного университета, можно определить как самонадеянность. Выпуск дикого зверя, по идее, должен был происходить не в присутствии охочих за сенсацией журналистов, а всё-таки вместе со специалистами, в подходящем для этого биотопе с хорошими защитными и кормовыми условиями. Ведь у рыси могло остаться потомство – подросшие котята, но еще требующие внимания матери. Кто делал оценку места, где ее выпустили? И где вообще ее выпустили? В случае выпуска вдали от места обитания данной особи, она может не встретить себе пару и не размножаться. Таким образом, для природы будет потеряно целое поколение этого редкого животного.

И еще. Представителями госкомэкологии совместно с преподавателями СамГУ и учеными должна регулярно проводиться разъяснительная работа с местным населением. К работе с редкими видами нужно подходить с большой ответственностью и перестать быть самонадеянными, особенно, когда в этом вопросе не хватает знаний.

Анастасия ПАВЛЕНКО.