"Три тысячи лет желаний"

Желания... Говорят, что жить без желаний невозможно, что жизнь без регулярного "хочу" скучна и уныла. Хочу выпить с утра чашечку свежемолотого кофе или горячего шоколада. Хочу, чтобы соседи сверху закончили, наконец, свой адский ремонт. Хочу побродить по улочкам Флоренции и прикоснуться к стенам домов, которые помнят полы одежд да Винчи и Микеланджело. Хочу, чтобы родные и близкие не болели мучительными болезнями. Желаю мира во всем мире... Ах, как растут желания, которые превращаются в мечты, часто неисполнимые.

А если вдруг их все-таки можно исполнить? Раз - и все готово?! Что ж, взяв за основу восточную сказку о джинне из лампы, австралийский режиссер Джордж Миллер решил пофантазировать на эту тему. И у него это вышло очень даже красиво, довольно оригинально, есть, над чем задуматься в отдельных моментах.

Фильм "Три тысячи лет желаний" (2022) с несравненной Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой снят в классическом голливудском стиле с особым акцентом на спецэффекты и увлекательные истории о любви. И можно было бы его посмотреть и тут же забыть, но вечная двойственная природа человеческого «Я» здесь показана столь выпукло, а фразы героев столь мудры, что забыть этот фильм не получится. По крайней мере, не сразу.

Начать хотя бы с того, что главная героиня - нарротолог Алетея - не хочет загадывать никаких желаний. Правда, интригует?

По роду профессии, изучив и сопоставив все сказки мира, она прекрасно знает, чем оборачиваются для желающего исполнение желаний. Ее устраивает размеренная жизнь известного ученого, путешественницы, одинокой женщины не без прошлого, конечно.

Для разбавления монотонного бытия ее глубокий аналитический ум подбрасывает время от времени зрительные галлюцинации, к которым она привыкла, и даже ждет их как спасение от, в принципе, насквозь понятого ею мира. При этом Алетее ничего не нужно: она хочет, чтобы всё оставалось так, как есть. И это, конечно, тоже желание, но оно не устраивает Джинна, потому что иначе он не сможет освободиться от заклятия. И Джинн начинает рассказывать увлекательные и грустные истории, приключившиеся с ним. Помогают в этом цифровые спецэффекты, которые, между прочим, не перегружают визуальный ряд. Истории, как водится в художественной литературе, растапливают душу холодной британки: "Она его за раны полюбила, а он - за сострадание к ним"...

Чем закончится эта история, в которой вписались и проблемы мультикультурализма, и последствий глобализации, и гендерных стереотипов, рассказывать не буду, но не совсем тривиально, оставляя тихое светлое чувство. Любителям сказок для взрослых самое «то» в предновогодние дни.

Асия ПАВ.