Точка сноса и сотни запросов…

В то время как государство пытается поддержать предпринимателей, упрощая регистрационные процедуры, уменьшая бумажную волокиту и бюрократию, наделяя правами, на местах данные реформы продолжают пониматься приватно. Житель Самаркандского района Баходир Хасанов несколько месяцев добивается справедливости, доказывая хокимияту, что их действия по отношению к нему противоречат закону Республики Узбекистан. Дело в том, что хокимият Самаркандского района решил взять на себя функции Бюро принудительного исполнения и самовольно исполнил решение суда, которое уже было исполнено годом ранее.

В редакцию газеты «Самаркандский вестник» обратился предприниматель Баходир Хасанов с заявлением о том, что 21 июля 2021 года, на основании распоряжения хокима Самаркандского района Н. Мавлонова, была снесена торговая точка, установленная в рамках закона по улице Х. А. Вали. Официальным обоснованием сноса послужило решение Тайлякского межрайонного суда по гражданским делам от 24 июня 2020 года о сносе ларька из легких конструкций на незаконно занятом участке на территории Самаркандского районного медобъединения.

- Да, такое решение суда действительно имеется, - соглашается Б. Хасанов, – и хотя мой ларек, где продавали цыплят-гриль и куриное мясо, был площадью далеко не 20 метров, как указано в решении, но на тот момент уже действовало положение о предоставлении участков через электронный аукцион, тогда как у меня на руках был только договор аренды с райбольницей, заключенный в 2018 году. Суд постановил снести ларек, что я сразу и сделал, а также заплатил пошлину, несмотря на то, что 2020 год был очень сложный из-за пандемии. Однако следом, 25 июля 2020 года, я выкупил участок на электронном аукционе, заново заключил договор с райбольницей и восстановил свою деятельность, обеспечив постоянный доход и себе, и четырем сельчанам.

Но сотрудники хокимията посчитали иначе и, не вникнув в доводы и проигнорировав документы Б. Хасанова, снесли ларек, перевезя легкую конструкцию чуть более 5 квадратных метров на штрафстоянку. Предприниматель не стал махать рукой на случившееся, а решил добиться справедливости долгим бюрократическим путем, обращаясь с жалобами и заявлениями в различные инстанции. И, наверное, в этом плане побил все рекорды упорства и терпения.

- Только через Народную приемную Президента я отправил более 100 обращений в государственные органы, - говорит Б. Хасанов. – В первую очередь, в хокимият Самаркандского района. Я хотел увидеть акты рабочей группы, на каком основании они решили, что моя конструкция имеет площадь 20 квадратных метров. Этого акта я не получил, как и другие справки. Далее я отправлял заявления с приложением документов в Самаркандскую районную и областную прокуратуру, но оттуда получал неясные отписки, типа «ваше дело передано туда-то». Из Самаркандского раймедобъединения тоже не смог получить вразумительных ответов, а от районного отделения Кадастрового агентства вообще тишина. Возникало ощущение, что мои запросы и заявления просто игнорируются госорганами, особенно Самаркандского района. Более того после начала моего хождения по инстанциям на меня и моих близких через знакомых стали оказывать давление: звонить и просить прекратить писать обращения. А ведь я всего лишь хотел выяснить, на каком законном основании был уничтожен источник моего дохода?

Но так поступали не все госучреждения. Тайлякский межрайонный суд и Бюро принудительного исполнения в своих ответах подтвердили, что не имеют претензий к Хасанову, так как он всё выполнил в срок, дело было закрыто в январе 2021 года. Областное управление Агентства по управлению государственными активами РУз подтвердило, что трехсторонний договор аренды с раймедобъединением, продленный 23 февраля 2021 года, имеет силу до 31 декабря 2021 года на основании приобретенного права на земельный участок через электронные торги. Из налоговых органов также прислали справку, что долгов по уплате налогов нет, наоборот, несмотря на простой, предприниматель продолжал вносить ежемесячный налог в 450 тысяч сумов. Из управления безопасности дорожного движения пришел ответ, что ларек не мешал передвижению людей и транспорта.

Наконец, буквально на днях – 26 ноября - после обращения Б. Хасанова к Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства ему пришло уведомление о том, что его заявление было изучено, факт нарушенных прав подтвердился и в течение 10 дней ларек будет возвращен на прежнее место.

Надеемся, что так оно и будет, хотя до конца года, когда заканчивается срок аренды этого участка, осталось несколько недель, а потом предприниматель должен будет искать другое место. Однако кто ответит за нарушенные права Б. Хасанова и возместит упущенную материальную выгоду ему и его работникам из-за вынужденного простоя? Станет ли возможным вновь приобрести на электронных торгах этот участок, в то время как Самаркандский районный хокимият без всяких аукционов в июне прошлого года передает с правом временного пользования 288 квадратных метров по улице Х. А. Вали ООО «Зарафшон текстиль» под строительство магазина? При этом там не какие-нибудь 5-6 квадратных метров, как у Б. Хасанова, а отдается 96 кв. метров территории райбольницы и 192 кв. метра запасной земельной площади района – той площади, где раньше располагалась автостоянка.

Вопросов по-прежнему много. Будут ли ответы – покажет время…

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.