Спасение экономики - во внутреннем потенциале страны

Происходящие в мире противоречивые события - когда вооруженные столкновения дополняются торговыми войнами - неизбежно заставляют каждое государство задуматься над тем, как избежать или хотя бы смягчить их отрицательные последствия. Как быть в этих условиях Узбекистану, который сталкивается со сложной демографической ситуацией, логистическими трудностями, все более усугубляющимися экологическими проблемами, деградацией земель и нехваткой энергетических, водных и иных ресурсов? Возникает закономерный вопрос: в чем сегодня заключаются первоочередные задачи отечественной науки?
Прежде всего, необходимо разобраться, насколько обоснована гипотеза о том, что без опережающих темпов роста экспорта невозможно ускоренное развитие экономики Узбекистана. Ведь всесторонние научные исследования по этому вопросу пока не проводились.
Многочисленные примеры показывают, что экспорт ради экспорта, основанный на количественном, а не качественном подходе, ведет к нарушению внутреннего товарного баланса, ускорению инфляции, ухудшению финансового состояния производителей и росту внешнего долга. Все это в совокупности отрицательно отражается на благосостоянии населения.
Поиски новых рубежей
Узбекистан с его 38-миллионным населением делает первые шаги к диверсификации народного хозяйства, стремясь выйти на новые международные рубежи. Однако не всегда оправдано стремление любой ценой расширять географию поставок, когда речь идет о нескольких контейнерах плодоовощной продукции или единичных партиях бытовой техники. То же можно сказать и о текстильной, и о газовой промышленности - вряд ли проделанные шаги можно назвать успешными.
Особое беспокойство вызывает стремление к вступлению во Всемирную торговую организацию, которая в условиях торговых войн и международной напряженности практически утратила роль регулятора внешнеторговых отношений.
Трудно предугадать, как изменится спрос на узбекские товары после введения США 20-процентных импортных пошлин в отношении Европы и 100-процентных - к китайской продукции. Гораздо важнее сосредоточить усилия на внутренних проблемах и совершенствовании национальных экономических механизмов.
В приоритете должны стать научные исследования, связанные с анализом внутренних экономических проблем, факторов, непосредственно влияющих на благосостояние населения, предусматривающие опережение возможных негативных явлений путем сохранения стабильности национальной экономики и повышения ее эффективности.
Миграционные факторы
Следует учитывать и изменения в миграционной политике принимающих стран - России, США, Швеции и ряда других государств. События на Ближнем Востоке уже привели и, вероятно, приведут в дальнейшем к снижению объемов денежных переводов узбекских трудовых мигрантов.
По предварительным оценкам, при ежегодном объеме переводов в 15 миллиардов долларов, сокращение на 15–20 % может означать потерю до 3 миллиардов долларов, что напрямую скажется на сельском хозяйстве.
Зарубежным экспертам, которые пророчат ежегодный прирост ВВП Узбекистана в размере шести и более процентов, следует учесть, что около 90 процентов продукции животноводства и более половины плодоовощной продукции (это одна седьмая часть ВВП) приходится на долю приусадебных участков сельчан и что среди источников финансирования этого сектора экономики преобладающее значение имеют денежные переводы трудовых мигрантов.
Каждые два миллиарда долларов сокращения переводов равнозначны снижению продовольственного производства на миллиард долларов, что создает угрозу продовольственной безопасности и инфляционное давление. С этой точки зрения нетрудно себе представить, к каким отрицательным последствиям в деле обеспечения продовольственной безопасности может привести сокращение оборотных средств индивидуальных сельских предпринимателей.
Социальные последствия
По статистике, в структуре семейных расходов преобладают траты на продукты питания. Если установленный порядок формирования тарифов на коммунальные услуги останется неизменным, то с наступлением отопительного сезона доля этих расходов, наряду с расходами на питание, достигнет 80-85 процентов доходной части бюджета большинства семей.
Дисбаланс между доходами и расходами приведет к падению спроса на одежду, обувь, мебель и другие товары легкой промышленности. Уже сегодня вещевые рынки сигнализируют о спаде продаж, а предприятия - о вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и сокращениях. Велика вероятность того, что по мере роста потребности в электрической энергии и природном газе ситуация на потребительском рынке примет еще более удручающий характер.
Особую тревогу вызывают рыночные цены на продукты первой необходимости - картофель, морковь, лук, капусту, свеклу. Они уже сейчас в 1,5–2 раза выше, чем год назад, несмотря на продолжающийся сезон урожая.
Почему не дают ожидаемых результатов такие меры, как широкомасштабное перераспределение земель между вернувшимися трудовыми мигрантами, контроль за их использованием и внедрение прогрессивных методов орошения? Пока нет информации о действенных шагах местных властей по регулированию цен, что может привести к новой волне подорожания.
Потенциал животноводства
С точки зрения наличия внутреннего потенциала и принимаемых мер по его реализации противоречит логике подход, когда нехватка мяса животного происхождения восполняется за счет его импорта. Управленцы высшего звена, видимо, забыли, что у нас в стране каждая четвертая семья имеет добрую традицию ухода за домашними животными, - крупным и мелким рогатым скотом, а также разнообразной домашней птицей. Если осуществить объективную перепись животных и птиц, то прояснится картина, отражающая наличие огромного разрыва между статистическими показателями их поголовья и реальностью. Ежегодно сотни тысяч семей сокращают объемы содержания скота и птицы, хотя традиционно именно такая деятельность позволяла сельчанам строить дома, проводить роскошные свадьбы, оплачивать учебу молодежи. На наш взгляд, есть ряд причин того, что теряется интерес к домашнему откорму скота и содержанию птицы.
Во-первых, при централизованном размещении кормовых культур упускается из виду, что значительный объем производства говядины и баранины приходится на долю индивидуальных предпринимателей. То же касается реализации возможностей, которыми располагают лесные хозяйства.
Во-вторых, низкая рентабельность производства хлопка и зерна вынуждает фермеров восполнять свои доходы за счет повышения цен на сено, а также арендной платы за земли, выделяемые для посева повторных, в том числе кормовых культур.
В-третьих, из-за отсутствия маркетингового подхода в стране преобладают посевы пшеницы, что приводит к дефициту соответствующей их природе кормов, - для КРС - силоса, для овец - ячменя, для птиц - зерна кукурузы.
В-четвертых, остаются в стороне задачи, связанные с созданием условий для развития пастбищного животноводства.
В-пятых, нет серьезного, программного подхода к обеспечению семей, занятых уходом за домашним скотом кредитными ресурсами. Представьте себе сельскую семью, которая горит желанием заняться откормом скота. Если нет подпитки в виде денежных переводов или доступных кредитов, то источником финансирования будет служить заработная плата в 3-4 миллиона сумов или пенсия в гораздо меньшем размере. При стойловом содержании месячный привес в 8-10 килограмм путем приобретения шелухи и шрота по сложившимся ценам обходится в миллион сумов. Вот в чем основная причина того, что сельчане вместо 5-6 голов скота стали содержать не более двух-трех.
Решение этих проблем позволит не только снизить внутренние цены на мясо и молочную продукцию, но и сделать Узбекистан экспортером мяса, укрепив продовольственную безопасность.
Текстильный вопрос
Текстильная промышленность, в которой заняты сотни тысяч человек, нуждается в глубокой перестройке принципов регулирования.
Сегодня сокращение посевов хлопчатника происходит централизованно, без учета рыночных механизмов.
На наш взгляд, было бы целесообразным изменить данный порядок следующим образом: необходимый объем потребности в хлопке-волокне (сырце) должен определяться на основе спроса со стороны его переработчиков. Основным звеном здесь должны выступать прядильные фабрики, на долю которых приходится весь объем переработки волокна и преобладающая часть экспорта текстильной продукции. При научно обоснованном подходе рыночный механизм сам приведет к оптимальному размещению промышленного сырья у эффективных фермерских хозяйств и к выбору наиболее подходящих для его выращивания земель. Как результат: произойдет высвобождение сотен тысяч гектаров орошаемых земель, и на них можно будет разместить другие востребованные на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственные культуры.
Это будет огромным историческим шагом на пути децентрализации управления экономикой, откроется широкий простор для свободной предпринимательской деятельности, произойдет перемещение производственного цикла в сторону выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. И что особенно важно, отпадет необходимость в субсидировании, выделении баснословных кредитов по льготным процентным ставкам, так как финансирование будет происходить без участия государства на договорной основе, напрямую между промышленными предприятиями и фермерскими хозяйствами. Высвобождаемые таким образом государственные ресурсы можно будет направить на интенсивное развитие виноградарства, садоводства, других видов земледелия, а также индивидуального сектора животноводства.
И в заключение…
Хотелось бы отметить, что достижение стабильного развития экономики, сохранение достигнутого уровня жизни населения и дальнейшее его улучшение во многом зависит от совершенствования законодательной базы проводимых в стране реформ, а также правоприменительной практики. Не в меньшей степени оно также зависит от того, как государственным органам управления совместно с учеными страны удастся разграничить вышеназванные и другие предстоящие задачи на задачи тактического и стратегического характера.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.