120 ЛЕТ ПОД ПОКРОВОМ

История церкви Покрова Божией Матери ведет свой отсчет с самого начала XX века, отмечая в этом году памятную дату. Вот уже 120 лет звуки колокольного звона оглашают окрестности, и не переставая совершается молитва. Само здание храма внесено в реестр архитектурных памятников, охраняемых государством.

Еще в городском плане 1870 года было предусмотрено, что в Самарканде возле Абрамовского бульвара сосредоточатся главные административные и военные постройки. С северной стороны бульвара постепенно формировались кварталы жилых и доходных домов - так возникла Солдатская слобода.

Протоиерей Виктор Могилев

Район Солдатской слободы быстро разрастался, и, что вполне естественно для того времени, возникла острая необходимость в постройке православного храма. Практически все епархиальные отчеты в Священный Синод после 1900 года были насыщены жалобами и просьбами об открытии новых храмов для православных жителей. И хотя прошло уже более 30 лет, как Самарканд жил мирной жизнью, а количество православных превысило десять тысяч человек, в городе не было ни одной церкви епархиального ведомства. Епископом Туркестанским был тогда владыка Аркадий (Карпинский), а военным губернатором Самаркандской области – генерал-лейтенант Виктор Юлианович Мединский. Администрация края за неимением соответствующих средств не могла помочь в деле постройки нового храма, и по этой причине пришлось обращаться в Петербург.

Три тысячи рублей от императора

Дело о постройке храма сдвинулось с места, когда 21 мая 1902 года генерал-губернатор Туркестанского края Н. А. Иванов (бывший прежде самаркандским губернатором) обратился с прошением в Петербург, в Св. Синод к обер-прокурору В. К. Саблеру. В этом прошении он объяснял назревшую необходимость в срочной постройке в Самарканде церкви-школы по примеру того, как это было уже сделано в Асхабаде (Ашхабаде), а также обращался к нему с просьбой об ассигновании 10 тысяч рублей на эту постройку и «оказать содействие благоприятному разрешению этого дела». Второе письмо подобного содержания было отправлено в г. Верный – епископу Туркестанскому и Ташкентскому Аркадию, чтобы тот также посодействовал делу постройки храма в Самарканде. Епископ Аркадий немедля обратился в Св. Синод с прошением.

Ответ из Петербурга не заставил себя ждать. Училищный совет при Святейшем Синоде рассмотрел ходатайство и, признав, что строительство вызвано недостатком храмов и многочисленностью православного населения в Самарканде, согласился принять участие в проекте. Для продолжения дела необходимо было выслать в Петербург проект и смету будущей церкви-школы. В основу взяли чертеж и смету церкви-школы Святого Креста, построенной в Ашхабаде в 1900 году по проекту архитектора Эпеля и являвшейся одним из лучших зданий города. По распоряжению генерал-губернатора Иванова ашхабадские чертежи передали инженеру по особым поручениям края Василию Сергеевичу Гейнцельману. Уже в октябре 1902 года он подготовил новый, усовершенствованный проект и смету самаркандской церкви-школы и представил их с пояснительной запиской туркестанского генерал-губернатора. Вскоре, проезжая через Самарканд, новоназначенный епископ Туркестанский и Ташкентский, преосвященный Паисий (Виноградов), обратился к военному губернатору города с просьбой выделить участок земли под будущий храм.

В июне 1903 года проект церкви был рассмотрен строительной комиссией хозяйственного управления при Святейшем Синоде в Петербурге и одобрен с небольшими поправками. В марте 1904 года обер-прокурор Синода доложил императору Николаю II о просьбе генерал-губернатора оказать помощь в строительстве церкви-школы в Самарканде. Император, выслушав доклад, пожаловал из собственных средств три тысячи рублей. Эти деньги поступили в Туркестанскую духовную консисторию и стали основой для сбора средств на строительство.

Когда встал вопрос о месте строительства, было решено возвести церковь на северной окраине города, за пределами Солдатской слободы.

Точно в срок

В апреле 1904 года в Самарканде был создан Церковный строительный комитет. В его состав вошли:

председатель - генерал-майор Черневский;

члены - самаркандский уездный начальник полковник Владимир Чертов, полицмейстер, подполковник Бородин и законоучитель мужской гимназии, священник Алексий Коротун;

областной архитектор И. П. Лебедев (в документации по строительству также упоминается областной инженер Е. Дубровин);

делопроизводитель - титулярный советник Я. А. Аристархов.

Первоначально храм планировалось возвести из сырцового кирпича, однако в последний момент было принято решение использовать жженый кирпич. Получив весной 1904 года соответствующее одобрение у начальника края, комитет немедленно приступил к заготовке строительных материалов.

По благословению епископа Туркестанского и Ташкентского Паисия 27 июня, в день памяти святого Сампсона Странноприимца, самаркандским благочинным протоиереем Дмитрием Вознесенским была совершена закладка будущей церкви. К октябрю того же года уже были выстроены ее стены и помещения для причта, а колокольня была поднята только на половину.

Возведение храма шло в течение 1904-1905 годов на пересечении улиц Барбетной (ныне Хусейна Байкаро) и Николаевской (ныне А. Джами). В мае 1905 года на должность настоятеля строящейся церкви назначили священника Виктора Моталева, которому поручили подготовить храм к освящению и снабдить его всем необходимым. Строительство было полностью завершено, как и планировалось, к 1 августа 1905 года. Указом Туркестанской духовной консистории от 9 августа в помощь священнику был назначен псаломщик Никита Буров, вскоре рукоположенный во диакона.

Увенчанная крестом колокольня высотой 31,5 аршина (около 22 метров) гордо возвышалась над Солдатской слободой. 30 сентября 1905 года, накануне храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, новый храм был торжественно освящен епископом Туркестанским и Ташкентским Паисием. Первая литургия состоялась в присутствии всех самаркандских священнослужителей, представителей местной администрации и множества прихожан.

Сразу после освящения в Петербург была отправлена телеграмма на имя Государя Императора Николая II. Жители Самарканда извещали царя об открытии храма и выражали благодарность. В ответ пришло сообщение от военного министра: «На всеподданнейше доложенной телеграмме вашей с выражением верноподданнейших чувств прихожан самаркандской церкви-школы государь император собственноручно изволил начертать: «Прочел с удовольствием».

Изначально планировалось, что храм будет посвящен святому мученику Виктору - по инициативе генерал-губернатора Н. А. Иванова, который хотел тем самым почтить небесного покровителя самаркандского губернатора Виктора Юлиановича Мединского. Однако жители Солдатской слободы обратились с просьбой переименовать храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Их желание было уважено, и храм получил то название, которое сохранил до наших дней.

Александр ГАЛАК.

Окончание следует.