Экология под колёсами

Искусственные дорожные неровности кажутся простым и дешевым способом заставить водителей сбавить скорость. Но за их «безопасной» репутацией скрывается малоизвестная экологическая цена. В итоге привычные дорожные неровности, призванные защищать людей, незаметно ухудшают качество жизни в городах и наносят вред окружающей среде.

Главная экологическая проблема лежачих полицейских в том, что они заставляют автомобили постоянно замедляться и ускоряться.
Каждое интенсивное ускорение после препятствия сопровождается увеличением расхода топлива, а это ведет к росту выбросов, в частности, углекислого газа (СО2), оксидов азота (NOx), углеводородов и мелких твердых частиц (PM2.5 и PM10). Исследования показывают, что на участках с частыми лежачими полицейскими автомобили производят до 60-90% больше выбросов, чем при равномерном движении с умеренной скоростью.

В Самарканде сегодня зарегистрировано свыше 500 тысяч единиц транспорта, и дополнительно ежедневно транзитом проходит еще 400–500 тысяч автомобилей. Такое количество машин создает серьезную нагрузку на улично-дорожную сеть, и проблема пропускной способности становится все острее. В Ташкенте ситуация схожая: в городе зарегистрировано свыше 800 тысяч автомобилей, а ежедневно въезжает еще 300-400 тысяч.

Если автомобиль расходует около 10 литров на 100 км при равномерной езде со скоростью 70 км/ч, то при частых торможениях и разгонах на ИДН расход заметно увеличивается. Машина, которая в нормальных условиях могла бы проехать 500 км на 50 литрах топлива, при езде через множество лежачих полицейских не сможет пройти даже 300 км на том же объеме. То есть скорость движения фактически снижается, время пути увеличивается, а расход топлива почти удваивается.

Если автомобиль работает на бензине, он выбрасывает в атмосферу около 78% вредных газов от условного максимального уровня загрязнения. Для других видов топлива эти показатели ниже: пропан-бутан - 57%, метан - 22%, дизель - 20%, а электромобили - 0%. То есть объем загрязнения напрямую зависит от вида топлива и сколько его сгорает. Чем выше расход топлива, тем больше вредных веществ попадает в атмосферу.

Нужно отметить, что проезд по неровностям увеличивает нагрузку на подвеску, рулевые тяги, амортизаторы, тормозную систему, шины. Чем хуже качество и форма препятствия, тем быстрее изнашиваются элементы автомобиля. А производство и утилизация автозапчастей - это серьезный источник углеродного следа, энергозатрат и отходов.

ИДН создают проблемы и для спецтехники. Скорая помощь, пожарные и полиция теряют драгоценные минуты при частом преодолении препятствий.

Учитывая ряд озвученных выше проблем, мы неоднократно обращались в соответствующие государственные инстанции с предложениями по улучшению дорожной инфраструктуры. На основании этих обращений были приняты указы и постановления, в том числе предусматривающие демонтаж незаконно установленных ИДН и выравнивание дорожного покрытия. Однако на местах эти документы пока реализуются недостаточно эффективно.

Возникает закономерный вопрос: кто должен убирать неровности, кто обязан выравнивать асфальт и за чей счет выполняются такие работы? Эти темы неоднократно поднимались на сессиях областных, городских и районных кенгашей. В ряде регионов работа уже началась: в Бухаре и Навои незаконные ИДН демонтируют, дороги приводят в соответствие со стандартами. Однако в Самарканде процесс пока не запущен.

Необходимо установить ответственность для тех, кто самовольно, без согласования с уполномоченными органами, устанавливает ИДН. Ликвидация таких неровностей и восстановление дорожного покрытия должны осуществляться за счет лица, их установившего. Только так можно навести порядок и обеспечить безопасность и экологичность дорожной среды.

Города, стремящиеся к экологичности и комфорту, все чаще отказываются от массовой установки традиционных лежачих полицейских, переходя к более современным и экологичным методам успокоения трафика. К примеру, решением, позволяющим снижать скорость транспорта без вреда для окружающей среды, являются поднятые пешеходные переходы - более плавные, не требующие резкого торможения. Работают как архитектурное сужение улицы. Оптические и визуальные меры успокоения движения - разметка, сужения полос, островки безопасности, цветовые решения. Камеры фиксации скорости сдерживают нарушения без необходимости физического торможения.

Однако вред атмосфере наносят не только лежачие полицейские. Если ИДН заставляют авто резко тормозить и ускоряться, то неправильно настроенные светофоры заставляют их долго стоять на холостом ходу, выбрасывая в атмосферу не меньше вредных газов. Именно поэтому мы начали искать решения, которые позволят уменьшить заторы на перекрестках и снизить последствия длительных остановок транспорта.

Наши светофоры работают с разным временем циклов: где-то 30 секунд, где-то 50, а местами - до минуты. Чем дольше водитель стоит на «красном», тем больше вредных выбросов создает автомобиль на холостом ходу.

Чтобы уменьшить скопление машин и снизить уровень загрязнения на перекрестках, мы предложили внедрить знак - зеленая стрелка направо. Этот эксперимент впервые провели в Самарканде, затем в Ташкенте, а позже внедрили по всей стране.

Когда на перекрестке скапливается много автомобилей, концентрация вредных газов резко возрастает. Этим воздухом дышат и водители, и пешеходы. Но если правый поворот открыт, поток машин начинает двигаться и, проходя через перекресток, вытесняет застоявшийся воздух. При движении транспорта сразу в четырех направлениях и открытом правом повороте уровень загрязнения в центре перекрестка заметно снижается. В результате уменьшается воздействие выхлопных газов на людей, а качество воздуха в зоне перекрестка становится лучше.

Турахон ХОШИМОВ,

международный эколог-эксперт.