Пассажир ждёт, водитель считает

За последние два-три года на улицах нашего города общественного транспорта заметно прибавилось, появились новые маршруты, по которым курсируют современные автобусы. Казалось бы, это должно радовать самаркандцев. Но так ли все хорошо? Все ли маршруты можно назвать образцовыми? Думаю, что нет.
Возьмем, к примеру, маршруты № 64 и № 52. Пассажиры чаще всего выражают недовольство именно ими. Среди претензий - низкая культура обслуживания, отсутствие комфорта (часть сидений снята, видимо, чтобы увеличить вместимость салона), постоянно неработающие валидаторы. Это особенно касается стареньких «исузи», курсирующих по маршруту № 64. К этому добавляются и нарушения графика: то стоим без движения, то водители устраивают гонки. При этом те же «исузи», обслуживающие маршрут № 60, подобных нареканий не вызывают.
Несоблюдение графика наблюдается и на маршруте № 52 (Саттепо – Кафтархона), где курсируют современные комфортабельные автобусы. Набив салон пассажирами, большинство из которых составляют студенты, водители вместо движения строго по графику подолгу стоят на остановках - по 5-7 минут. Так, нередко переполненный автобус № 52 (не все, но большинство) стоит на «повороте» порядка семи-десяти минут, а после того, как подъезжает следующий автобус, рвется с места. В итоге путь от Саттепо до Спартака занимает около часа. Да, пробки на дорогах - серьезная причина, на которую могут сослаться руководители автопарков, но все же соблюдение графика движения позволило бы сократить время в пути.
Кто из нас не наблюдал похожую картину, например, у остановки «Зебо»: автобус стоит, а рядом кондуктор - зачастую несовершеннолетний - перекрикивая конкурентов, зазывает пассажиров. Это может продолжаться сколько угодно долго: главное - набить автобус. Возмущения пассажиров остаются без внимания. Иногда, чтобы «успокоить» людей, водитель заводит двигатель и автобус дергается на метр-другой, но снова замирает у светофора. Так может пройти до десяти минут, а в итоге дорога занимает больше времени, чем планировалось.
Для сравнения возьмем электробус М1, курсирующий от аэропорта до железнодорожного вокзала. Его путь тоже проходит через пробки, но он не «тащится» и прибывает на конечную остановку вовремя. Секрет прост: он не стоит на остановках по 7-10 минут, а, высадив и приняв пассажиров, сразу продолжает движение. Неплохо бы поучиться у них.
К указанным выше проблемам добавляется еще одна: на многих остановках вообще отсутствуют расписания движения и схемы маршрутов, а если и висят таблички, то с давно устаревшими данными. В результате пассажиры не могут заранее спланировать поездку и вынуждены стоять в ожидании «на удачу».
Исправить ситуацию можно только сообща. Для этого нужно разместить корректные графики движения и действующие схемы маршрутов на остановках, водителям соблюдать правила пассажирских перевозок, а нам, пассажирам, оплачивать проезд исключительно картой. Тогда у водителей отпадет соблазн ждать, пока салон наполнится до отказа, «трамбовать» людей ради наличных и держать в автобусе малолетних «кондукторов»…
Рим МУСТАКИМОВ.