120 лет под Покровом

21 сентября 1905 года газета «Туркестанские Ведомости», ссылаясь на газету «Самарканд», написала: «На днях заканчивается отделкою школа-церковь, сооруженная на городские средства. Нельзя не порадоваться этому. Теперь обыватели могут молиться в стенах храма, а не вне его, как это случалось до сего времени вследствие малой поместительности военной Георгиевской церкви. Особенно замечалось это в двунадесятые праздники; мы не говорим уже о Рождестве и Пасхе, когда не попавшие внутрь церкви горожане скоплялись кругом храма праздно стоящею толпою… Священник (отец Виктор Моталев) для церкви уже прибыл и отправляет требы; ктитором избран местный купец г. Туманов В.П. …»

На постройку церкви-школы и надворных зданий было ассигновано по смете Главного интендантского управления – 16, 383 руб. 37 коп., из канцелярии генерал-губернатора – 4046 руб.14 коп., а из Туркестанской духовной консистории – 3000 рублей (эта сумма выделена Николаем II). Кроме того, на приобретение колоколов, иконостаса, церковной утвари и богослужебных книг, в 1905 году было ассигновано из интендантского управления 3,761 руб. 28 коп. и пожертвовано прихожанами храма 210 рублей.

Старостой новой церкви стал самаркандский купец 2-й гильдии Василий Парфенович Туманов, происходивший из крестьян. Он владел домом в Солдатской слободке на улице Петровской (ныне Я. Бахадура), неподалеку от возведенного храма, и содержал собственный магазин мануфактурных товаров, обуви и галантереи.

В 1905 году В. Туманов пожертвовал храму серебряный потир с прибором стоимостью 150 рублей. Год спустя, благодаря его стараниям, были собраны средства на святое Евангелие еще на 150 рублей, в 1906 году его же стараниями были собраны еще 150 рублей на святое Евангелие, а в 1909 году – около 500 рублей на катафалк. За усердие он был неоднократно отмечен: в декабре 1911 года удостоен золотой медали от императора Николая II для ношения на груди на Аннинской ленте; награжден грамотами Святейшего Синода, серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте, а также еще одной серебряной медалью за пожертвования обществу Красного Креста.

Архитектура и устройство

Привезенный из Москвы новенький двухъярусный иконостас предназначался для храма святого Виктора, но ввиду перемены его названия – икона святого Виктора со временем была вынута из иконостаса и вставлена с внутренней, алтарной стороны, где она находится и поныне. Вместо нее со временем была написана на холсте икона Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1906 году приезжим мастером было отлито пять колоколов из старых орудий. Самый большой колокол весил 62 пуда, другой – 23 пуда, третий - 3 пуда и 3 фунта (единственный сохранившийся до наших дней), четвертый – 1 пуд, а пятый 21 фунт.

Покровская церковь стала первой в Самарканде невоенной церковью. Под ее строительство выделили почти целый квартал. На обширной территории располагались сам храм, дом для преподавателей, сторожка, жилье для уборщицы, кладовые и конюшня. С восточной стороны от территории Покровского собора находилась небольшая по размерам Покровская площадь и базарчик.

Здание выстроили из жженого кирпича на булыжном фундаменте. Фигурная кладка кирпича служила декоративным украшением фасадов. Крыша была покрыта железом и окрашена в красный цвет; над западным входом возвышалась зеленая шатровая колокольня с маленькой луковкой и крестом.

При храме действовала школа смешанного типа, где мальчики и девочки учились вместе три года. На ее содержание ежегодно выделялось 750 рублей: 500 шли на жалованье учительнице, 150 - законоучителю Бурову, остальное расходовали на ремонт и пособия.

Испытания

Утром, 8 октября 1907 года, в Самарканде произошло довольно сильное землетрясение, во время которого в городе пострадало очень много зданий и старинных памятников архитектуры. Колебание почвы сопровождалось страшным гулом и слабым звоном церковных колоколов. В старой части Самарканда рухнул минарет мечети Биби-Ханым, а купол усыпальницы Гур-эмир дал глубокие трещины. Здание Покровского собора тогда устояло, но с колокольни упал железный крест, сломавшись у своего основания. Причем шар, на котором был укреплен крест, остался стоять на своем месте. Между колокольней и основным корпусом храма образовалась трещина, устранять которую пришлось силами и на средства прихожан.

9 января 1909 года, по определению Святейшего Синода, церковь-школа во имя Покрова Божией Матери была временно переименована в городской собор, пока в Самарканде не будет выстроен главный собор города (который так и не был построен). В том же году настоятель Покровского собора, Виктор Моталев, был возведен в сан протоиерея. К собору были приписаны молитвенные дома самаркандской тюремной церкви и женской гимназии. Помимо этого, священники Покровского собора посещали жителей области - русского поселка Феодоровское и города Пенджикента.

В сентябре 1912 года, во время объезда епархии, проезжая через Самарканд, новоназначенный епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий посетил Свято-Покровский собор. При нем прихожане совместно с новым настоятелем Михаилом просили его благословения на расширение здания собора, а также на капитальный ремонт. Епископ Иннокентий дал свое принципиальное согласие, но с оговоркой, что работы должны производиться строго по чертежам областного архитектора И. П. Лебедева.

В 1912–1914 годах собор был расширен и обновлен по проекту областного архитектора Лебедева. Южная стена была разобрана, за счет пристройки храм увеличился почти вдвое.

Для расходов на стройматериалы и исполнение работ были использованы деньги от церковного капитала, продажи участка земли, которую пожертвовал храму подполковник Николай Неймарк, а также средства, собранные прихожанами. Между настоятелем Покровского собора, отцом Михаилом, и мещанином из Владикавказа, Никанором Лукашевым, был заключен договор на производство работ, которые должны были окончиться к 15 сентября того же года. Для кладки стен закупили кирпич у М. Зейделя. Работы по расширению собора и капитальному ремонту к 1 сентября 1914 года были полностью окончены.  В итоге храм стал выглядеть еще лучше и краше. Вся внутренняя часть собора - стены, потолки и двери - была окрашена масляной краской в голубой цвет, а полы - в бирюзовый.

Судьба в советское время

Революция 1917 года и последующие события тяжело отразились на религиозной жизни: закрывались храмы, мечети, синагоги, а священнослужители становились безработными и бесправными. К 1930 году в Узбекистане действовал лишь один храм - Покровский в Самарканде.

Весной 1930 года в газете «Узбекистанская правда» появилась заметка «Домохозяйки просят закрыть Покровскую церковь». В этой заметке было написано, что 200 домохозяек ЖАКТ № 2 на собрании, посвященном празднику 8 марта, решили просить правление об открытии курсов ликвидации неграмотности, а также кройки и шитья. Домохозяйки просили содействовать им в открытии там детских яслей, детсада и летней детской площадки. Однако, благодаря столичному статусу Самарканда, храм избежал закрытия.

В годы Великой Отечественной войны здесь временно размещали польских детдомовских детей (около пяти месяцев в 1942 году).

В послевоенные годы территория собора захламлялась, так как не имела ограды, а церковный двор превратился в место сборища бездомных и бродяг. Лишь в 1949 году настоятель архимандрит Ермоген (Голубев) добился разрешения на возведение каменного забора. К 1952 году ограда была завершена, и окончательно сформировался облик собора, дошедший до наших дней.

Что же касается самого здания храма, то, простояв 120 лет, оно является единственным памятником культовой архитектуры начала XX века, сохранившимся до наших дней практически в первозданном виде.

Отец Роман Загребельный служит в Покровском храме настоятелем практически 20 лет. При нем в храме бережно сохраняется исторический вид архитектуры.

Александр ГАЛАК.