Система меняется, но проблемы остаются…
Сегодня услуги коммунальщиков востребованы населением как никогда. Но, к сожалению, в сфере имеется еще много проблем, из-за чего страдает население.
Цифры впечатляющие
Согласно постановлению Кабинета Министров РУз от 1 февраля 2022 года «О мерах по совершенствованию управления многоквартирными домами и дальнейшему улучшению оказания коммунальных услуг», областное управление жилищно-коммунального обслуживания оказывает услуги 2 088 многоквартирным домам, расположенным на территории региона, 35 из которых являются 16-этажными.
По словам, начальника управления ЖКО Баходира Негматова, в рамках подготовки к осенне-зимнему отопительному сезону 2022-2023 годов, в сентябре - ноябре минувшего года были отремонтированы 28,6 тыс. квадратных метров крыш 82 многоэтажных жилых домов и 119 подъездов, приведены в порядок 128 электрощитов и подвалы 53-х, внутренние инженерные сети 34-х и фасады 84-х многоквартирных домов.
- В связи с аномальными холодами для решения возникавших у жителей проблем в управлении были организованы штаб и диспетчерская служба, координировавшие деятельность всех организаций, - говорит Б. Негматов. - Подобные диспетчерские пункты в регионе были открыты и во вновь созданных управляющих организациях. Совместными усилиями работников областного управления жилищно-коммунального обслуживания и управляющих компаний были расчищены от снега и засыпаны смесью песка и соли 7 497 подъездов 2 088 многоквартирных домов.
Цифры, конечно, красивые, но морозы в январе текущего года на деле показали, насколько система не готова к зимнему сезону. Это особенно отрицательно отразилось на многоэтажных домах в жилых массивах Саттепо, Согдиана, Микрорайон города Самарканда. Здесь повсеместно начали замерзать и лопаться трубы. Многие многоквартирные дома оказались в плачевном состоянии из-за того, что кровля, подвал и прилегающие территории не ремонтировались в течение многих лет или ремонтировались на бумаге.
«Найдите тех, кому платили…»
Около 20 лет не работает государственное унитарное предприятие «Иссиклик манбаи», которое относится к областному управлению жилищно-коммунального обслуживания. Предприятие должно обеспечивать отоплением и горячей водой жителей многоэтажных домов и объектов социальной сферы. Однако отопления нет, зато у жителей имеются задолженности перед неработающим унитарным предпрятием. И это вызывает справедливое недовольство людей.
– Несмотря на то, что в многоэтажных домах массива Саттепо, в частности, девятиэтажках №№ 42, 147, 139 и многих других, с 1998 года не работает централизованная система отопления (на что имеются соответствующие акты), государственным унитарным предприятием «Иссиклик манбаи» задолженности не списывались, а продолжали начисляться за не оказанные ими услуги, - говорит житель дома № 42 Р. Мустакимов. – Кроме того, даже оплаченные несуществующие долги, благодаря одному росчерку пера, попадали не в банк, а в карман некоторых сотрудников, что привело к еще большей неразберихе. При обращении к руководителям данной организации мы получаем один ответ: найдите тех, кому платили, и возьмите с них свои деньги. Но платили то мы не какому-то незнакомому дяде, а сотруднику государственного предприятия. Лично у меня имеется справка с печатью и подписью тогдашнего руководителя о том, что долгов нет.
За прошедшее время многие жильцы многоэтажных домов для обогрева жилья установили в своих квартирах двухконтурные котлы, теплые полы, кондиционеры, в каждой квартире есть «аристоны» и другие бойлеры, подающие горячую воду. Поэтому сейчас у жильцов нет нужды в услугах котельной, как и в тех домах, которые возведены в последнее десятилетие.
Для выяснения причин подобной ситуации мы связались с директором ГУП «Иссиклик манбаи» Низомом Газибековым.
– Действительно наше предприятие фактически не функционирует, потому что все трубы на линиях морально очень устарели, - сказал он. – Для полного капитального ремонта системы требуются огромные средства. Долг предприятия перед своими рабочими также достиг 358,4 миллионов сумов. Кроме того, жители вышеуказанных домов давали деньги не сотрудникам нашего предприятия, а совсем незнакомым людям. Сначала надо было уточнить их личность, место работы и телефон. В настоящее время везде появилось очень много мошенников. Поэтому жителям надо быть осторожными и бдительными.
Для предотвращения случаев хищения и растраты и были созданы управляющие сервисные компании вместо товариществ частных собственников жилья. Но пока их работу видно мало.
Куда платить и за что?
- В связи с реализацией Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям в рамках программы «Обод махалла» («Благоустроенная махалля») в нашем доме сделали ремонт, правда, не до конца, - продолжает Р. Мустакимов. - На наш дом почему-то не хватило денег. А ведь строители-ремонтники начинали именно с нашей девятиэтажки. За несколько лет до этого мы за свой счет установили в подъездах пластиковые окна, заменили старые металлические водопроводные трубы на пластиковые. Также отремонтировали подъезд и подлатали крышу. А ведь в рамках вышеназванной программы они должны были осуществить широкий спектр работ по ремонту и благоустройству жилых домов, сетей питьевого водообеспечения и электроснабжения. Но ни того, ни другого сделано не было. Зато фасад дома там, где он не покрыт кафельной плиткой, сделали под «шубу», наверное для того, чтобы пыль не пролетала мимо, а собиралась в складках штукатурки.
В минувшем году бывший председатель ширката Кахрамон Салохитдинов серьезно приболел, появился новый назначенец по имени Шерзод. Взялся он за дело вроде бы ретиво, спилил пару деревьев и несколько веток с оставшихся, а затем, следуя общенациональному проекту «Яшил макон» («Зеленое пространство»), высадил с десяток саженцев арчи и туи, из которых принялись штук пять. И, чтобы окончательно «укрепиться», поднял цены на эксплуатационные сборы.
По словам Р. Мустакимова, пришлось Шерзоду объяснять, что это можно сделать только с согласия собственников жилья. Шерзод согласился с доводами, и, казалось, все уладилось, но к концу года он вдруг куда-то исчез, а вместе с ним исчезли и деньги жителей дома.
Как оказалось, квитанции он им выдавал, но деньги перечислял не в банк, как это должно быть, а положил в собственный карман. Когда жители обратились в управляющую компанию, расположенную в массиве Саттепо и заменившую ширкат, то им предложили найти бывшего председателя, вернуть украденные деньги и отныне оплачивать им.
Здесь справедливо возникают вопросы: как, не спрашивая собственников жилья, им назначают то одного, то другого управляющего? Кто должен устанавливать расценки на оплату эксплуатационного сбора? Ведь жильцы сами должны выбирать себе обслуживающую организацию, заключать с ней договор. Кто даст гарантию, что назначенная управляющая компания не пойдет по пути прежних коммунальщиков?
- По действующим правилам, никто не имеет право назначать управляющую сервисную компанию без согласия собственников жилья, - говорит заместитель начальника областного управления жилищно-коммунального хозяйства Дадахон Бозоров. - А расценка на оплату эксплуатационного сбора, как и раньше, устанавливается самими жильцами. Что касается договора, то он, несомненно, будет заключен с каждым квартиросъемщиком. Сейчас идет процесс заключения договоров новых управляющих сервисных компаний с собственниками жилья. Так, в городе зарегистрировано девять управляющих компаний, которые обслуживают около 1 000 многоэтажных домов. 547 домов взяла на себя компания «Био-тех сервис», которая расположена в массиве «Саттепо». Здесь же создан парк с необходимой техникой и оборудованием. Также создана диспетчерская служба, куда могут позвонить граждане и заявить о проблеме. Она работает в круглосуточном режиме.
И еще об одном. По словам жителей, во многих многоэтажных домах города и области не работают лифты. На многочисленные обращения жителей в управляющие кампании, в ведении которых находятся механики-лифтеры, зачастую можно услышать один ответ: у нас нет запчастей для ремонта. Как оказалось, по словам Д. Бозорова, для устранения подобных недостатков в настоящее время у управления достаточно специалистов и техники...
Ёрмамат РУСТАМОВ.
Фото З. Балтаевой.