Археологическое наследие под защитой закона
В Узбекистане утвержден новый нормативный документ, который призван упорядочить сферу археологии и музейного учета. Постановлением Кабинета Министров № 659 от 20 октября 2025 года введено в действие Положение о Государственном каталоге археологических предметов - система, обеспечивающая полный учет, хранение и контроль за использованием археологических находок по всей стране.
Этот документ стал важным звеном в цепи реформ, направленных на защиту культурного наследия. Он определяет, как именно фиксируются, описываются и передаются археологические артефакты, будь то предметы, найденные при официальных раскопках, или случайные находки граждан.
Каталог станет своего рода «паспортом древностей»: каждый предмет получит уникальный номер, паспорт, акт передачи и фотодокументацию. Вся информация будет собираться в единую электронную базу данных, которую ведет Агентство по культурному наследию. Это позволит исключить произвольные манипуляции с артефактами и создать прозрачную систему отчетности.
Правовой фундамент для новой системы заложен еще в Законе РУз «Об охране и использовании объектов археологического наследия» от 2009 года. Этот закон определил, что все археологические объекты - памятники, культурные слои, артефакты - являются государственной собственностью и подлежат обязательному учету и охране. Новый документ 2025 года конкретизирует механизмы исполнения закона: вводит порядок регистрации, каталогизации, передачи и исключения археологических предметов. Таким образом, общее законодательное требование теперь получает практическое воплощение в виде электронной системы государственного контроля.
Утраты, которые нельзя повторять
Необходимость создания такой системы продиктована горьким опытом. За последние три десятилетия, по официальным данным пресс-службы Администрации Президента РУз, из музеев и фондов Узбекистана исчезло более трех тысяч исторических и культурных предметов - ущерб оценивается примерно в 355 миллионов долларов.
В музее древней Хивы было выявлено более ста подмененных экспонатов, а в Бухарском музее – 81 подделка вместо оригиналов. Эти случаи показали, что даже под охраной витрин утраты не прекращаются.
Иногда артефакты всплывают за рубежом. Так, в 2014 году из памятника XII века под Бухарой была похищена керамическая плита с куфической каллиграфией, которая позже обнаружилась в Лондоне и была возвращена в Узбекистан при содействии Британского музея.
А в 2020 году британские таможенники перехватили чемодан с шестью плитками из самаркандского ансамбля Шахи-зинда, вывезенными контрабандой с поддельными документами. Эти находки также подлежали репатриации.
Каждый из подобных эпизодов - напоминание о том, насколько хрупко культурное наследие, если отсутствует централизованный контроль.
Что меняется теперь
Новый Каталог не только систематизирует хранение артефактов, но и вводит четкий юридический механизм их передачи, использования и исключения. Исключить предмет из государственного учета можно будет лишь в случае полной утраты или разрушения, что фиксируется отдельным актом и приказом Агентства.
Государственные учреждения, во владении которых находятся археологические предметы, теперь несут персональную ответственность за достоверность сведений и за сохранность каждого артефакта.
Создание Государственного каталога археологических предметов - шаг, сравнимый по значению с цифровизацией музейных фондов, призванный защитить национальную память от забвения, подделок и черного рынка. Новая система – очередная попытка сделать археологию из сугубо научной дисциплины частью национальной безопасности. Ведь каждый найденный фрагмент древней керамики, каждая надпись на камне - это свидетельство тысячелетней истории, которую теперь нельзя потерять.
Отмечу, что законодательство нашей страны предусматривает реальную уголовную ответственность за уничтожение или порчу археологических/культурных объектов (ст. 132 УК), включая лишение свободы до семи лет при особо крупном ущербе. Из практики есть примеры возбуждения дел, но вот публичных данных о приговорах и сроках наказаний пока совсем немного, возможно, поэтому артефакты все еще остаются уязвимыми…
Насиба ПАЛВАНОВА.