Школу ждут грандиозные перемены

Завершился очередной учебный год. Чем запомнился он в жизни образовательных учреждений нашего региона? С этим и другими вопросами мы обратились к недавно назначенному начальнику областного управления народного образования Шокиру СУЛТАНОВУ.

- Жизнь школы всегда полна какими-то событиями, успехами и недостатками. Минувший учебный год также запомнился нам яркими достижениями. Например, самаркандские ученики завоевали более 25 почетных мест на республиканских и международных олимпиадах среди учащихся общеобразовательных школ. В частности, в конкурсе «Лучшая школа для читателей» учащиеся специализированной школы № 1 Каттакурганского района были признаны самыми лучшими в республике и награждены денежной премией в размере сто миллионов сумов. В республиканском конкурсе «Обод мактаб», проведенном в апреле текущего года, общеобразовательная школа № 8 Самаркандского района заняла первое место. В республиканском этапе олимпиады, проходившем 22-23 мая 2022 года, трое наших представителей заняли призовые места. Таких примеров очень много.

- Как была реализована Инвестиционная программа в сфере народного образования?

- Согласно Инвестиционной программе в минувшем учебном году в 39 общеобразовательных школах выполнены строительно-ремонтные работы на сумму 160,6 млрд. сумов. На эти средства возведены новые здания двух школ, реконструированы 19, капитально отремонтированы 18 школ. В рамках реализации программы «Обод кишлок» и «Обод махалла» в 27 общеобразовательных школах также были выполнены ремонт и реконструкция на 49,4 млрд. сумов. Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров РУз от 25 июня 2021 года в общеобразовательной школе № 31 области сделан ремонт.

- Какие кардинальные изменения будут происходить в общеобразовательных школах в ближайшем будущем?

- Школу ждут грандиозные перемены. 12 мая текущего года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Национальной программы развития народного образования на 2022-2026 годы» и принял Постановление «О дополнительных мерах по развитию народного образования». Согласно документам утверждён пятилетний план реформ в сфере народного образования, поставлена ​​задача в 2022-2026 годах за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных учреждений охватить 1,2 млн. учащихся. По программам развития социальной и производственной инфраструктуры в новом учебном году построят две новые школы в Джамбайском и Тайлякском районах, здания девяти образовательных учреждений будут капитально отремонтированы и 29 - реконструированы. Ответственным лицам поручено выделить необходимые средства для подключения школ к высокоскоростному Интернету. До 1 августа 2022 года будут разработаны и утверждены типовые проекты научно-технических мастерских и кабинетов профессиональной практики в общеобразовательных учреждениях. На хокимов регионов возлагается ответственность за поэтапную организацию и оснащение этих помещений.

- Почему остановили свою деятельность мобильные группы, организованные три месяца назад? Говорят, не оказалось средств в местном бюджете для их финансирования? 

- Мобильные группы, в которых начали повышать свою квалификацию учителя 2-ой, 3-й категорий и педагоги-специалисты, не остановили свою деятельность. В связи с началом летних каникул и до 15 августа текущего года занятия в этих группах будут временно прекращены. На сегодняшний день в группах обучились свыше 9 тысяч учителей, с которыми занимались 420 тренеров, отобранных из числа самых лучших педагогов области. Насчёт выплат, то действительно, некоторые проблемы с выдачей зарплаты тренерам были. По вине финансовых структур тренеры с опозданием на месяц получили свой гонорар. Отмечу, что занятия в мобильных группах проводятся 6 месяцев. За это время учителя повышают свои знания и навыки, согласно Национальной программе развития народного образования.    

- Известно, что каждая школа имеет свой фонд. Как  распоряжаются средствами фонда?

- Вы затронули очень злободневную тему. Действительно, фонды такие есть, и они формируются за счёт спонсорских средств прибыли с приусадебных участков. Есть примеры, где с одной сотки школьного приусадебного участка ежегодно получают доход более миллиона сумов. Они используются для внутренних нужд учреждения. Но есть и такие школы, которые с одного гектара приусадебного участка ничего не получают, ссылаясь на нехватку воды в летний период. Мы не требуем отчета от директора школы о том, как он использует эти деньги. Кроме того, с 1 сентября 2022 года руководителям учреждений и организаций системы народного образования предоставлено право самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами. А вот за сокрытие внебюджетных средств от оказания дополнительных услуг, а также выплаты работникам неформальной заработной платы руководители учреждений будут нести ответственность в установленном законодательством порядке. Напомню, что передача в аренду свободных учебных корпусов другим физическим и юридическим лицам осуществляется с согласия министра народного образования.

- Почему до сих пор у родителей учеников собирают деньги на ремонт класса?

- Этот вопрос логически связан с прошлым вашим вопросом. Если у руководителя образовательного учреждения есть умение, трудолюбие, организаторские способности, то там не будет лишних сборов. Если директор школы не обладает подобными качествами, если он случайно занял кресло руководителя, то там всегда царит нездоровая рабочая атмосфера. Директор, получивший определенный доход от приусадебного участка школы, никогда не попросит деньги у школьников, а наоборот, постарается поощрять труд своих педагогов. Поэтому в новой системе уделено особое внимание отбору кандидатов на дожность директора.

- Раз заговорили об отборе кандидатов на должность директора школы, можно об этом поподробнее?

- До 1 декабря 2022 года будет введена практика оценки знаний и навыков кандидатов на должность директора школы и выдачи им управленческого сертификата по результатам оценки. С 1 января 2023 года кандидаты пройдут обучение по работе в команде и общению с родителями, навыкам управления, финансового учета и информационно-коммуникационных технологий на основе специальных платных программ в Национальном исследовательском институте с получением управленческого сертификата. Кандидаты на должность директора школы после отбора вносятся на утверждение в районные (городские) Кенгаши народных депутатов. При увольнении директора школы по инициативе работодателя согласование с районными (городскими) Кенгашами народных депутатов не требуется. Напомню, что согласно вышеназванным нормативным документам, до 1 сентября 2024 года Национальная учебная программа должна быть полностью внедрена в образовательный процесс. В частности, к концу 2022 года должны быть созданы тетради и учебники для 3, 6, 7 и 10 классов, а в 2023-2024 годах - для 4, 5, 8, 9 и 11 классов.

- Как будут  определяться лучшие школы по той же Национальной программе?

- С 1 сентября 2022 года будет сформирован и объявлен во всех городах и районах рейтинг образцовых школ. В рамках рейтинга в конце каждого учебного года будет оцениваться состояние духовно-просветительской работы, проводимой в общем среднем образовании, по критериям, утвержденным Министерством народного образования. Для оценки состояния духовно-просветительской работы, проводимой в общем среднем образовании, и проведения рейтинга формируются специальные комиссии во главе с начальниками районных (городских) отделов народного образования. Учреждения общего среднего образования делятся на «зеленую», «желтую» и «красную» категории на основе рейтинговых показателей. На основании этих показателей будут приняты необходимые меры по повышению эффективности духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, входящих в «красную» категорию. В последних будут организованы встречи, мотивационные беседы и мастер-классы со школьниками с участием представителей интеллигенции и корифеев, ведущих предпринимателей, руководителей кластеров и промышленных предприятий, известных художников, спортсменов и актеров, известных блогеров.

Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.

Для справки

В текущем учебном году в 1 268 общеобразовательных школах региона училось 744 206 учеников, 45 200 из которых выпускники.

Отметим, что в системе народного образования Самаркандской области насчитывается 184 филиала школ, из которых 60 остро нуждаются в реконструкции.