Самаркандский купец, покоривший Париж

Вместе с ростом виноделия, увеличивался спрос на виноградный спирт со стороны виноделов, которые использовали его для сдабривания виноградного вина. К примеру, в 1903 году виноделы Туркестана использовали 13 272 ведра виноградного спирта для изготовления своих вин. Чтобы не зависеть от поставщиков спирта, Филатов решает обзавестись своим оборудованием по его выделке.

В 1890 году Филатов выписывает из Франции коньячный аппарат Дюруа и через год выпускает первую партию коньячного спирта, получив из него коньяк в значительном объеме. Позже Филатов ставит у себя аппарат для непрерывного производства коньяка Барбене, и теперь коньячный склад Филатова был способен разливать и выпускать до 1000 бутылок готового напитка в сутки.

Помимо основного винного производства, на предприятии Филатова находился единственный в крае специальный уксусный завод небольшого размера, способный выпускать до 400-500 ведер уксуса в месяц. Природная смекалка этого незаурядного человека и умение руководить позволили ему добиться немалых успехов в виноделии и стать одним из самых состоятельных жителей Самарканда.

Дмитрий Львович постоянно принимал участие со своей продукцией на различных выставках и к 1898 году имел 24 награды: за вино, водку и коньяк. На конкурсе 1872 года, проходившем в Париже и Антверпене, «Самаркандскому виноградному вину садов Филатова» были присуждены золотая и серебряная медали. На Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве в 1882 году, он был удостоен почетного отзыва, на Ташкентских выставках Российского Общества садоводства в 1885 и 1886 годах - золотых медалей. После проведения выставки в 1886 году в газете «Туркестанские ведомости» писалось: «Рядом с павильоном Н.И. Иванова красовался (в буквальном смысле этого слова) легкий павильон Д. Л. Филатова. Наверное, каждый из посетителей выставки любовался этим резным, ажурным павильоном-беседкою, который может составить украшение самого богатого сада. Внутри павильон был занят изделиями промышленной деятельности Д. Л. Филатова. На одном из мраморных столиков павильона лежала рукопись «Описание самаркандских сортов винограда», весьма почтенный труд г. Пороховского, главного садовника и винодела на плантациях и винодельческом заводе Д. Л. Филатова. Заметим, что труд г. Пороховского, украшенный хорошо исполненными рисунками, есть первое, вполне научное сочинение о туркестанском винограде. Мы слышали, что г. Филатов намерен издать его».

На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 году он получил серебряную медаль. На Всероссийскую выставку в городе Харькове Филатов прислал на конкурс вина; красные - «Чарас» и «Хусайне» урожая 1885 года и белые - «Султани» и «Васарга» 1884 года, а также «Ханское полусладкое», «Сиаб-чашма» и «Десертное» вино урожая 1886 года. Распорядительный комитет выставки, руководствуясь мнением экспертной комиссии, удостоил Д. Л. Филатова малой серебряной медали и диплома «За весьма хорошие образцы красного и белого туркестанского вина». В 1903 году на имя Филатова из Петербурга была получена телеграмма от министерства Императорского двора, в которой ему выражалась похвала за отличное качество его вин, поднесенных Его Величеству генералом Розенбахом, бывшим генерал-губернатором Туркестана. Филатов был отмечен высочайшей именной серебряной медалью императора Александра III с подписью «За усердие и искусство Филатову в Самарканде».

Хозяйством Филатова поочередно занимались приглашенные им опытные виноделы, такие как Д. Ф. Толочинов и П.С. Пороховский, А. А. Дылевский, К. И. Комков и А. Ф. Ратенек, немало потрудившиеся над развитием культуры винограда в местных условиях.

В 1911 году гостем Филатова был никто иной, как известный в России специалист по виноделию и один из лучших дегустаторов вина – Михаил Ховренко, чья судьба, спустя годы, окажется связанной с Самаркандом и непосредственно с заводом Дмитрия Львовича.

В 1914 году Д. Филатов уже становится коммерции советником и членом учетно-ссудного комитета Самаркандского отделения Государственного банка. Теперь он владелец винодельного завода на улице Черняевской, 23, коньячно-винокуренного завода у Филатовских ключей и Спиртоочистительного завода в старой части города, а также заведения искусственных, минеральных и ягодных вод на ул. Петровской. В распоряжении Филатова имелась сеть магазинов, находившихся, помимо Самарканда, еще в девяти крупных городах Туркестана, где кроме его собственных и иностранных вин, можно было приобрести гастрономические, бакалейные и ряд других товаров.

Начиная с 1914 по 1917 годы, во время войны свободная продажа спиртных напитков в стране была строго запрещена. Но, невзирая на ограничения, винодельческие хозяйства Самарканда при этом не прерывали полностью своей деятельности и сумели сохранить производство. Реализация спиртных напитков в это время распределялась только во врачебных и церковных нуждах, или же по специальным разрешениям властей. Последние годы жизни Д. Филатова пришлись на сложное время.

Самаркандскому историку Р. Г. Назарьяну удалось найти архивные документы, из которых стало известно, что купец Д. Филатов тихо скончался 3 октября 1914 года в Самарканде. По завещанию все имущество, принадлежащее Филатову, перешло его приемному сыну – Борису Вараксину. Судя по официальным торговым бумагам 1918 года, находящимся в Самаркандском архиве, винодельческое предприятие называлось «Товарищество Д. Л. Филатова», руководителем которого значился А. Филатов (родной брат Филатова - Андрей), но это происходило недолго. В 1919 году, являясь лучшим предприятием во всей Самаркандской области, винодельческое хозяйство Д. Л. Филатова было национализировано государством и на его основе был создан главный винный комбинат № 1.

На самаркандском городском кладбище не обнаружено могил ни самого Филатова, ни его родственников. По всей видимости, в революционные годы семейство Филатовых решило покинуть Самарканд. Дом, принадлежавший купцу Д. Л. Филатову, после Отечественной войны был отдан под областной Дворец пионеров.

Почти накануне столетия винодельческой фирмы Д. Филатова – в 1967 году - были обнаружены подвалы, в которых хранились припрятанные старые вина – около 3.700 бутылок и амбарная книга с информацией о погребе. По всей видимости, содержимое винного подвала было сокрыто с надеждой; как говорится «до лучших времен». Только в 1990-е над главным входом старого купеческого дома появилась надпись – «Дом Филатова», а для гостей города открыт Музей виноделия с дегустационным залом.

Александр ГАЛАК,

Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА.

Факт

Д. Л. Филатов обладал твердым и уравновешенным характером. Он был маленького роста с длинной бородой и сам себя шутя называл Черномором. Начинал свою карьеру Филатов вместе с предпринимателем Д. Н. Захо, когда они были маркитантами при войсках, движущихся на Ташкент. При занятии Ташкента и дальнейшем завоевании Средней Азии Захо и Филатов все время работали вместе. Д. Филатов обожал охоту. Рискуя попасть в плен, он проникал глубоко в Туркестанские степи, охотясь на тигров, кабанов, диких лошадей и других животных, которых было в то время немало. После окончания военных действий Захо обосновался в Ташкенте, а Филатов решил податься в Самарканд.

О натуре Филатова говорит еще один факт из его биографии: желая угодить генералу Скобелеву Филатов решил пробраться в Бухару, чтобы собрать генералу необходимые сведения. Владея местными языками наравне с русским и зная прекрасно обычаи и традиции азиатов, он, переодевшись в костюм местного жителя, проник в Бухару и прожил там некоторое время, выполнив поручение.

 Начало в № 85