Русистика без границ: самаркандские педагоги в числе лучших

Санкт-Петербург в августе вновь стал точкой притяжения для преподавателей русского языка со всего мира. С 11 по 22 августа на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) прошла Летняя школа «Русский язык и литература в школе и вузе: специфика преподавания билингвам и инофонам».
В этом году программа собрала 85 участников из 29 стран мира - от Италии, Франции и Египта до Монголии, Узбекистана, Индии и Ливии. Среди участников была и Шахло Джамалдинова, доцент, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой узбекского и русского языков Самаркандского государственного медицинского университета.
- Курс СПбГУ объемом 144 академических часа стал уникальной возможностью встретиться с коллегами со всего мира и обсудить современные подходы к преподаванию русского языка, - рассказывает Шахло Джамалдинова.
По ее словам, программа Летней школы, существующая уже 17 лет, предлагала два трека: РКИ - русский язык как иностранный и РКР - русский язык как родной. Участники выбирали направление, которое соответствует их профессиональной специализации. В рамках школы прошли лекции, мастер-классы и практические занятия, охватывающие самые актуальные темы, включая внедрение искусственного интеллекта в образовательные практики, современные технологии работы с живой речью и интернет-сленгом, нейропедагогика и мотивация студентов. Востребованными стали интерактивные форматы обучения - лингводидактические игры, анализ короткометражных фильмов и цифровых платформ.
- Для преподавателей СамГМУ это особенно важно, ведь с 2020 года наш вуз принимает иностранных студентов из Индии и Пакистана, которые начинают обучение именно с изучения русского языка. В Летней школе мы получили знания и практики, которые сможем сразу применять в работе, - подчеркнула Ш. Джамалдинова.
Основная задача программы - поддержка преподавателей русского языка и литературы за рубежом. Летняя школа не только помогает русистам совершенствовать свои методики, но и укрепляет международные культурные связи, формируя глобальное сообщество специалистов, объединенных русским языком.
Интересно, что ежегодно в программе участвуют 85 преподавателей. В 2024 году в школу приезжали представители из 24 стран, а в этом году география заметно расширилась - к проекту присоединились педагоги из Италии, Египта, Ирана, Сербии, Монголии, Кыргызстана, Узбекистана, Африки и других регионов.
Отмечу, что Санкт-Петербургский государственный университет - один из старейших центров русистики. Основанный Петром I в 1724 году как часть Императорской Академии наук, сегодня он считается ведущей площадкой для подготовки специалистов по преподаванию русского языка как иностранного.
Интересный факт: первые преподаватели СПбГУ обучали русскому языку представителей знати. Так, в XVIII веке В. Тредиаковский преподавал второму президенту Академии наук Г. фон Кейзерлингу и принцу Антону-Ульриху Брауншвейгскому, а В. Адодуров обучал будущую императрицу Екатерину II.
Массовое обучение иностранных студентов началось после Великой Отечественной войны, в 1945–1946 годах, когда в Ленинградский университет приехали студенты из Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии и других стран. С тех пор СПбГУ сохраняет статус мирового центра методик преподавания русского языка.
Для Самаркандского государственного медицинского университета участие в таких программах - шаг вперед в интернационализации образования. Новые методики и обмен опытом позволят преподавателям эффективно работать со студентами из разных языковых и культурных сред, повышая качество подготовки специалистов.
Насиба ПАЛВАНОВА.