Пропитанный духом Айни

Дом-музей писателя Садриддина Айни сегодня является одним из центров развития таджикской и узбекской литературы, науки и общественной жизни в Самарканде. Как в наши дни оценивается творческое наследие самаркандского светоча и чем жив очаг просвещения, - об этом мы попросили рассказать директора дома-музея Садриддина Айни Амриддина ПУЛАТОВА.
Творческое и научное наследие Айни - это общечеловеческое достояние, перевернувшее вкоренившиеся и закостеневшие взгляды на ход исторических событий, на роль и место таджикской литературы, языка и народа в общечеловеческом цивилизационном развитии, - говорит А. Пулатов. - «Наш дом», так уважительно мы называем мемориальный дом-музей Садриддина Айни, который был для него очень родным.
«После февральской революции я убежал из эмирской Бухары в Самарканд и обосновался здесь на постоянное жительство, - писал Айни. - После же Октябрьской социалистической революции я построил себе в Самарканде дом, и моя творческая деятельность, в основном, началась в этом доме. Начиная с «Бухарских палачей» и кончая моими «Воспоминаниями», над VI частью которых я продолжаю работать, все художественные произведения и научные работы были написаны в этом доме, и вместе с развитием моей творческой деятельности, развертывалось и строительство в этом доме… Этот дом стал как бы моим спутником в моей творческой деятельности: все комнаты, шкафы и стенные ниши в нем переполнились черновиками и рукописями, непосредственно относящимися к моим произведениям и мне представляется, будто каждый кирпичик в этом доме тесно связан с моим творчеством».
- В этом доме получила благословение Устода почти вся плеяда таджикских и узбекских поэтов и писателей, - продолжает А. Пулатов. - Дом стал школой Айни, со своими канонами, традициями. Обучаться в этой школе было честью для большинства литераторов. В этом доме образовалась аура вдохновения, поиска совершенства, что сохраняется и по сей день. Само месторасположение дома символично. Ведь дом находится рядом с великолепным ансамблем Регистан, где в свое время функционировал так называемый университет великого ученого, государственного деятеля Мирзо Улугбека. Дом располагался в махалле, где жили литераторы, музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства. Дом Айни стал центром притяжения всего нового, прогрессивного, талантливого. Здесь собирались лучшие представители науки, искусства, культуры, литературы. Здесь рождались новые таланты, зажигались новые звезды, закладывался фундамент научных открытий. Из этого дома Айни участвовал в образовании Таджикистана, сначала как автономного, а потом как отдельной и самостоятельной республики. Из этого дома Айни, как Президент академии наук, руководил научным процессом в Таджикистане. В этом доме формировались злободневные страницы газет «Хуррият», «Овози точик», журнала «Шуълаи инкилоб», в этом доме писателем создавались почти все его художественные и научные произведения.
Музеи создаются с особыми целями - пропаганды той или иной политики, продвижения той или иной цели и ценностей, взглядов, иногда не совсем соответствующих исторической действительности. Нести настоящую «истину» в определенных рамках условности государственной пропаганды, очень сложное, а порой и неблагодарное занятие.
В 1964 году, после первоначального забвения, дом, благодаря верному ученику Устода, знаменитому узбекскому поэту, государственному деятелю Шарафу Рашидову, приобрел статус государственного дома-музея.
- Судьба дома, как и судьба владельца дома, была многострадальной, - говорит А. Пулатов. - Несколько раз он был на грани сноса. Однако против этого произвола зарвавшихся чиновников встала общественность города. Нумон Махмудов, Майсара Набираева, Комил Ашуров, Умаркул Мардонкулов отстояли этот дом. Дух великих людей, который обитает в нем, поспособствовал тому, что лично Президент Республики Шавкат Мирзиёев встал на защиту этого дома.
Благодаря его вниманию и личному контролю в доме были произведены ремонтно-реставрационные работы на сумму около миллиарда сумов. И сегодня дом-музей вновь стал центром духовности, культуры и литературы двух народов. Сегодня в музее функционирует приложение NAZZAR, через «смарт-музей» посетитель имеет возможность получать информацию о доме-музее, о жизни и творчестве Садриддина Айни на узбекском, таджикском, русском и английском языках, появился дополнительный контент для знакомства с музеем в интерактивном режиме.
По словам А. Пулатова, в доме должны постоянно звучать таджикская музыка, речь, проводиться вечера поэзии, встречи с современными литераторами и учеными непосредственно из Таджикистана, ведь Садриддин Айни был основателем и первым Президентом Академии наук Таджикистана, основоположником и Устодом современной таджикской литературы.
«Мы бы очень хотели пополнить книжный фонд музея за счет издаваемых в Таджикистане книг, художественной литературы на таджикском языке. Надеюсь, что буду услышан на международной конференции, которая на днях пройдет в Душанбе», - резюмировал наш собеседник.
Записал Захир ХАСАНЗОДА.